Еще до выхода скандального рождественского слэшера "Silent Night, Deadly Night" (1984) существовал фильм о человеке с поехавшей на рождественской теме "крышей". Назывался он "You Better Watch Out" или, в своей видеоинкарнации, "Christmas Evil", и повествовал о том, как однажды в сочельник ...

... в дом Стэдлингов через дымоход пробрался Санта с мешком подарков. За добродушным стариком в нарядной красной шубе наблюдали с лестницы два брата, Гарри и Филип, сидя рядом с матерью. Разложив подарки и выпив молока, Санта вылез через дымоход, после чего мальчики отправились спать, обсуждая увиденное. Младший из братьев, шестилетний Филип, был скептиком, утверждая, что Санты нет и через дымоход к ним забрался папа, в то время как Гарри свято верил в то, что старик был настоящим. Решив проверить свою теорию, через некоторое время Гарри снова отправился в гостиную и застал там "Санту", стоящего на коленях перед матерью с задранной юбкой, и лапающего ее за аппетитные бедра... С тех пор прошло тридцать три года, Генри вырос и стал управляющим фабрики по производству игрушек, но детская травма осталась. Представляя себя Сантой, Генри регулярно шпионил за соседскими детьми, записывая все их хорошие поступки в книгу "Good Boys & Girls", а плохие, соответственно, в другую книгу - "Bad Boys & Girls". Хорошим мальчикам и девочкам он приготовил на рождество отличные подарки, а вот плохишам... плохишам лучше было не пересекаться с таким Сантой ;) В это Рождество, впрочем, у Генри случилось обострение, и он решил не только нагадить плохим мальчикам, но еще и покарать своих недругов, коим не поздоровилось...

К реализации этого проекта Льюис Джексон шел около десяти лет (а сама идея родилась у него после выкуренного "косяка" ;)), в конечном итоге сняв картину вне голливудской студийной системы, совершенно независимо. Бюджет, разумеется, тоже получился "независимым", но по меркам того времени вполне достойным - 750 тысяч долларов, такой же, кстати, как и у "Silent Night, Deadly Night". Но если "Silent Night" был честным слэшером, то этот фильм получился "не честным", точнее, это вообще не слэшер, хотя прокатчики его позиционировали как таковой. И действительно, как еще можно было позиционировать фильм об убийце в костюме Санта Клауса в конце восьмидесятого года, в самом начале бума слэшеров? Разумеется, исключительно как слэшер, даже не смотря на то, что убийств в этой картине кот наплакал, да и показаны они "мельком" и без особых подробностей. Более того, первый эпизод с убийством случается лишь на пятидесятой минуте (!!!) ленты, до которой еще надо досидеть, что, доложу я вам, совсем не просто :)

Самая большая проблема этой ленты - ужасно затянутая, банальная и нудная "экспозиция", во время которой мы узнаем характер главного героя, Гарри Стэдлинга. Ничего особо интересного в его личности нет, хотя Брэндон Мэггарт сыграл своего интровертно-шизанутого персонажа неплохо. Его игра, впрочем, никак не могла скрасить унылую банальность сценария и неумение режиссера выстроить правильный темп и расставить верные акценты в своем фильме. По этой причине, вместо интереса, на зрителя довольно быстро сваливается скука, которую неуклюжие убийства не только не разгоняют, но наоборот - усугубляют, ибо их мало и сняты они из рук вон плохо. Разумеется, вины режиссера в том, что прокатчики позиционировали его фильм как слэшер, вместо того, чтобы рекламировать его как "психологическую драму", нет. Льюис Джэксон снимал фильм-исследование, а не слэшер, но и в этом случае все претензии к картине остаются в силе - она банальная и скучная, без "откровений", динамичных моментов и ярких персонажей. Единственное, что в ней можно отметить, так это неожиданную концовку, которая довольно интересна, но до нее ведь еще надо досидеть...

А это, как я уже говорил, большая проблема, - высидеть полтора часа рождественской нуднятины с неприкрытой претензией на "серьезный психологизм" (на DVD есть забавные сканы опросников с тест просмотра, где пропечатаны всего четыре возможные оценки ленты - Excellent, Good, Fair и Poor, так многие над словом "poor" еще дописывали ручкой - "very" ;)). Слава богу, что Льюис Джэксон больше не "радовал" публику никакими другими своими "откровениями", хотя большой оригинал и по-совместительству культовый режиссер Джон Уотерс (John Waters) является большим поклонником этого фильма, считая его "величайшим рождественским фильмом всех времен". Впрочем, вкусу человека, снявшего "Розовых Фламинго" ("Pink Flamingos", 1972) со жрущим дерьмо Дивайном (Divine) доверять не стоит, как мне кажется, во всяком случае, не в этом случае (неплохой каламбур)... ;)