"Когда поклонник (или поклонница, если угодно) «Тромы» идет в кино, он (или она) знает, что фильм может понравиться... ну, или не понравиться. Когда обычный зритель идет на фильм «Тромы», он (или она) знает, что запомнит этот фильм навсегда...» (Ллойд Кауфман)

 

«Трома» - это bad taste в квадрате, вопиющая дурновкусица, графоманский стеб над киноклассикой и тупые шутки про тещу, голые бабы и озабоченные подростки, море крови и груды оторванных конечностей. Здесь нет изящного саспенса классических триллеров, нет импрессионистских изысков итало-трэша, нет великолепных голливудских спецэффектов...

Наверно, кинопродукцию «Тромы», как ничто иное, можно с уверенностью назвать «стопроцентно американской» в худшем смысле этого слова - в особенности, учитывая то, что именно «Troma movies», по большому счету, определили чисто американские жанры (около-)комедийных хорроров или эротических молодежных комедий. Притом, что в каждом фильме «Тромы» обязательно поиздеваются даже над святой святых – американским патриотизмом, приправив все кучей самых оскорбительных неполиткорректностей.

В чем же дело? В чем причина их популярности? Скорее всего, дело в том, что спорные и скандальные персоналии всегда находятся на грани между истинным талантом и графоманией...

И, так или иначе, «Трома» - это классика американского трэша, а имена Ллойда Кауфмана, Майкла Герца и их выкормышей давно стоят в одном ряду с такими классиками жанра, как Эд Вуд или Расс Майер... Как гласит девиз студии: «Трома» – кино будущего!»

Независимая студия Ллойда Кауфмана и Майкла Герца производила малобюджетные фильмы с 1974 года, специализируясь на трэш-хорроре и эротических комедиях. Как раз на последнем жанре «Троме» (пусть и по чистой случайности) удалось сделать большие деньги и стать коммерчески успешной.

Дальнейшие события давно уже стали историей. Лет шесть спустя, прочитав статью «Фильмы ужасов изжили себя» (простите за литературщину, в оригинале она называется более хлестко и просто: «Horror Movies Were Dead»), Ллойд Кауфман решил опровергнуть столь бездоказательное заявление и, натурально, снять фильм. Под названием «Ужас из спортклуба» (Health Club Horror)...

Долго ли, коротко ли – но к 1984 году фильм, с бюджетом в полмиллиона долларов, был готов. И вот – перед нами чудо из чудес, «первый супергерой из штата Нью-Джерси», помесь Франкенштейна и Чарли Чаплина, простой рабочий парень из рабочей семьи, без страха и упрека размалывающий головы злодеев, - Токсичный Мститель. «А порой, запанибрата, меня кличут просто «Токси».

(...Между прочим, хотелось бы отметить, что классические американские супергерои, равно как и антигерои, при всем своем холодном изяществе и рафинированности, не имеют никакого отношения к Абсолютному Добру или Злу. Да, архетипы. Но – «человеческие, слишком человеческие»... В этом смысле Токси – гораздо более метафизический персонаж, нежели бэтмены да супермены вместе взятые. Его поступки (как и проступки) настолько просты и бессмысленны, что кажутся (да и кажутся ли?) потусторонними. Эдакий мамлеевский падший ангел... Впрочем, я увлекся. Извиняюсь за дугино-джемальщину...)

Сказать, что фильм стал культовым – значит, не сказать ничего. Ныне «Токсичный Мститель» – не только трэйдмарк студии «Трома», не только герой трех последующих фильмов (не считая эпизодических появлений Токси в кинопродукции «Тромы» и не только «Тромы»). Это еще и целая индустрия комиксов, мультфильмов (сериал «Токсичные крестоносцы», The Toxic Crusaders), видео- и настольных игр, а также прочей подобной продукции... Помимо того, образ Токсичного Мстителя многократно использовался как представителями «зеленых» партий, так и радикальными экологическими группировками.

Итак, городок Тромавилль в штате Нью-Джерси, наследник андерсоновского Уайтбурга и фолкнеровской Йокнапатофы, современник кинговского Касл-Рока на карте пост-набоковской Антитерры. Тромавилль, «токсичная столица мира», где правит бал циничный и продажный мэр Белгуди (Пэт Райан), которому ничего не стоит отравить пару сотен акров девственной земли или построить свалку ядохимикатов рядом с городским водохранилищем. Ну, а коли кто-то имеет что-то против, тут же, откуда ни возьмись, появятся продажные стражи закона, которыми заправляет гестапообразный начальник полиции (в титрах имени его нет, а в фильме оно произносится лишь один раз и звучит как нечто вроде «Гиммлер»), или злобные гангстеры под предводительством Сигарной Рожи (Дэн Сноу) - и, уж если оставят в живых, то пропишут по первое число, не сомневайтесь.

(Еще одна важная деталь: образы «мерзких и грязных злодеев-извращенцев» прописаны настолько любовно, что невольно оказываешься не на стороне туповатых добропорядочных обывателей, нет – искренне сожалеешь и сочувствуешь именно этим милым и по-своему привлекательным «отбросам общества».)

В одном из спортзалов Тромавилля трудится, не покладая метлы, забитый и забытый слабоумный уборщик – Мелвин Джанко. Естественно, что мускулистые красавцы-яппи со своими спортивными подружками (Роберт Причард, Гэри Шнайдер, Дженнифер Бабтист, Синди Мэньон) гоняют его, как сидорову козу. И вот, не выдержав издевательств, Мелвин пытается покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна...

К несчастью для него, он падает в бак с токсичными отходами. К несчастью для своих мучителей, он остается в живых, превратившись в «ужасающего мутанта сверхчеловеческой силы и роста». И, к счастью для добрых жителей Тромавилля, теперь у них появился защитник: токсины, проникшие в тело и мозг Мелвина, срабатывают как радары, стоит лишь какому-нибудь злодею появиться поблизости.

Теперь преступники, равно как и их конечности, разлетаются направо и налево. А некогда несчастный Мелвин становится любимцем всего города и даже находит себе девушку – красотку Сару, ослепшую из-за некачественной зубной пасты.

Токсичный Мститель – кумир детей и защитник старушек...

Но кое-кому в городе это не по душе... А именно – мэру Белгуди. Призвав на помощь Национальную гвардию, он отправляется на охоту за Токси...

Душераздирающий финал пересказывать бессмысленно. Его надо смотреть. Лично я – чуть не расплакался... Но, натурально – Добро побеждает Зло, потому что у Зла – «кишка тонка». В чем вы убедитесь воочию, причем со всеми подробностями.