"Шок" стал финальным и одним из самых слабых фильмов маэстро, в котором почти нет его фирменных фишек и операторско-светового креатива. Зато есть блеклый сценарий его сынка Ламберто (Lamberto Bava) и тогдашняя сожительница Дарио Ардженто (Dario Argento) Дарья Николоди в роли "женщины на грани нервного срыва".

Спустя семь лет после самоубийства мужа молодая женщина Дора возвращается в родной дом вместе с новым мужем и ребенком. Возвращаться ей туда не хотелось, но ее новый мужчина настоял. И очень даже зря, ибо призрак прошлого никуда не исчез, и вскоре женщине пришлось столкнуться с ним лицом к лицу...

Дарья в финальной картине маэстро много и неубедительно истерит, а импозантный Джон Стайнер вместе с не менее импозантным Иваном Рассимовым в небольшой роли психиатра ее утешает. При этом маленький Дэвид Колин своим внешним видом и полным отсутствием актерского таланта сильно раздражает, а примитивные "спецэффекты", вроде явно видимых тросов, с помощью которых в кадре двигаются вещи, удивляют. Ведь маэстро никогда не занимался откровенной халтурой, даже при недостатке времени и средств, а тут он, судя по всему, спустил все на тормозах, дав волю сыну не только в сценарном плане, но и в режиссерском. Да, господа хорошие, Ламберто Бава (вместе еще с тремя людьми) не только приложил руку к насквозь вторичному и мутному сценарию, но и поставил немалое количество эпизодов этой ленты, что стало одной из причин ее халтурного уныния. Но вы не подумайте, что я перекладываю всю вину за провал этой ленты с плеч культового мастодонта Марио на плечи его сынка. Вовсе нет, ибо явно видно, что и Марио снимал это кино без интереса или, как говорят в народе, "на отъ...сь", предпочтя не заморачиваться и по-быстрому обналичить продюсерский чек.

Вылилось это не только в почти полное отсутствие визуального креатива, но и в откровенную скуку, которую авторы пытаются разбавить стандартно-предсказуемыми "пугалками" и "неожиданными поворотами" сюжета. Однако из предыдущего текста внимательному читателю станет очевидно, что их "пугалки" никого особо не пугают, а "неожиданные повороты" оказываются вполне себе ожидаемыми, ибо подобных историй и до "Шока" наснимали к тому времени тонны и ничего нового в жанр Бава и Ко не привнесли. Из всей ленты действительно интересным и запоминающимся оказался лишь один короткий эпизод ближе к концу, а в остальном это стандартно клишированная possession/ghost story, которая в Штатах шла под названием "Beyond the Door II", "кося" за сиквел итальянского клона "Экзорциста" 1974-го года "Chi Sei?" (a.k.a. "Beyond the Door"), в котором также участвовал надоедливый мальчик Дэвид Колин. Правда, в отличие от других фильмов маэстро, кроме названия американский дистрибьютор в самой ленте ничего не поменял, и она стала одной из немногих в фильмографии Бавы, которую американские зрители увидели в абсолютно непорезанной "авторской" версии.

Но лучше бы, честное слово, вообще не видели, ибо по сравнению с его предыдущими работами, "Шок", конечно, фильм очень слабый, с невнятным сюжетом, никакими актерскими работами, смехотворными "спецэффектами", блеклой, за редким исключением, кинематографией и очень, очень скучный. Скучный настолько, что во время его просмотра начинаешь потихоньку заниматься своими делами, ногти, например, подстригать, или еще чем... ;) Одним словом, финальный аккорд у легендарного итальянского мастера получился очень смазанным и блеклым, и хотя посмотреть его надо всем, кто интересуется творчеством Марио Бавы, удовольствие от этого вы вряд ли получите.