Взяв паузу (и, вероятно, скушав "Twix"), два года после выхода "Могил Слепых Мертвецов" ("Tombs of the Blind Dead", 1971) Амандо де Оссорио ничего не снимал, зато в 1973-м выдал на гора сразу четыре фильма, среди которых был и сиквел "Могил". Отчего-то не удовлетворившись первой версией появления бессмертных тамплиеров, в прологе нового фильма зрителю предложена другая история...

В Португалии тринадцатого века, тамплиеров-дьяволопоклонников, приносивших в жертву симпатичных девственниц, народ, в конце концов, "призвал к ответу", и линчевал. Самый главный тамплиер, однако, пригрозил односельчанам страшным отмщением из могилы, и тогда смекалистые крестьяне, прежде чем сжечь супостатов заживо, "на всякий случай" выжгли им глаза. С тех самых пор в городке Берзано (Berzano) ежегодно отмечалась дата уничтожения зловредных рыцарей на фестивале "Lakima", с бухлом, танцами, и ритуальным сожжением чучел тамплиеров. Но на пятисотый юбилей "победы народного гнева" поверженные некогда рыцари восстали из могил, чтобы вырезать всех...

Совершенно непонятно зачем Амандо де Оссорио понадобилось менять "легенду", но факт остается фактом, вторая часть серии не имеет практически никакого отношения к первой, за исключением мертвых тамплиеров, разумеется, и места их дислокации - руин монастыря. В первом фильме, отлученных от церкви рыцарей повесили, и уже на дереве вороны выклевали у трупов глаза, здесь же, их сожгли. В "Могилах" мертвые воины могли вылазить из земли когда им заблагорассудится, в то время как в "Возвращении" их вызвал к жизни кривой смотритель кладбища, зарезав на погосте девушку. Первая часть была настоящим зомби-фильмом, в котором трупы питались кровью и плотью живых, дабы поддерживать свое существование, а укушенные ими люди также превращались в зомби. Во второй же части ничего этого нет, мертвые тамплиеры никого не кусают, и на совершение мести им отведена всего одна ночь. Тоесть, по сути дела, "Возвращение Злых Мертвецов" уже не является зомби-фильмом, хотя, начиная с середины, когда герои забаррикадировались в церкви, окруженные тамплиерами, лента практически полностью слизана с "Ночи Живых Мертвецов" ("Night of the Living Dead", 1968) Ромеро. А что такого? Испанские и итальянские кинематографисты никогда не стеснялись "творчески перерабатывать" успешные американские фильмы, чему примеров несть числа, так что претензий никаких быть не должно, ведь это обычная практика беззаботных семидесятых. Еще, обычным делом для того периода было использование "stock footage" (общедоступных кадров каких-либо событий, к примеру, съемок дикой природы) в своих фильмах, чем не примянул воспользоваться и рачительный Оссорио. Только в отличие от Бруно Маттеи (Bruno Mattei), снабдившего "Hell Of The Living Dead" (1981) многочисленными эпизодами с прыгающими кенгуру и прочими прелестями дикой саванны, Амандо в своем новом фильме использовал все эпизоды "Tombs of the Blind Dead", в которых тамплиеры вылезают из могил и скачут на лошадях по руинам и близлежащим полям. Кстати, именно в этом фильме мы впервые можем лицезреть лик "мертвой лошади", а то я всегда задавался вопросом, где это живые мумии смогли найти столь много лошадей для своих скачек?

В отличие от "Могил", где народа покромсали совсем ничего, а бОльшая часть действия происходила на развалинах монастыря, в "Возвращении" события переместились в городок Берзано (который в первой части считался разрушенным ;)), на его площадь, узкие улочки, и в церковь. Сосредоточившись на насилии, Амандо де Оссорио устраивает настоящую бойню в центре города, в результате которой выживают лишь семеро, нашедшие укрытие под сводами церкви. Там они находят и безумного юродивого, вызвавшего рыцарей, но его мотивы, впрочем, так и остались тайной за семью печатями. Мотивация же остальных персонажей проста как три копейки: добропорядочный папашка спасает свою семью; коварный мэр спасает свою шкуру; главный герой фильма, Джек, пытается спасти всех ;); ну а мертвые тамплиеры, соответственно, желают всех убить. С этой задачей они справляются неплохо, учитывая тот факт, что людишки, в большинстве своем, полнейшие дауны, и ведут себя соответственно. Хотя справедливости ради стоит сказать, что откровенной идиотии, по сравнению с первой частью, в этом фильме поубавилось, а мастерство актеров и качество их игры, наоборот, возросло. Разумеется, значительная часть поступков героев и их мотивации все еще отдают кретинизмом, но его намного меньше, и он практически не раздражает. К тому же в фильме появились и откровенно комичные моменты, призванные, видимо, дать зрителю передышку от "безумного напряжения хоррора" ;) Разумеется, ничего страшного в этом фильме нет, и неуклюжих мумий с тупыми мечами может испугаться лишь маленький ребенок (хотя в самом фильме их активно "пугаются" взрослые ;)), но вот некоторые темы этой ленты будут явно не для детей. Я, конечно, не берусь судить, но с моей точки зрения у господина де Оссорио какая-то странная фиксация (или нереализованная сексуальная фантазия ;)) на изнасилованиях. Что в первом фильме одну из героинь насиловали прямо на погосте, что в этой ленте похотливый мужичок Дакоста пытается изнасиловать пышногрудую Вивиан, хотя момент для этого, мягко говоря, совсем не подходящий. Да и вообще, откровенно идиотские гендерные стереотипы этого фильма лично меня чуток выводят из себя, хотя это уже вопрос личностного восприятия.

Сделав вторую часть намного более кровавой и чуть менее "сексуальной" (хотя и тут посмотреть местами есть на что ;)), Амандо не тянет кота за "сами знаете", и довольно быстро приступает к экшену, в котором тамплиерам уделено намного больше внимания, чем в первом фильме. К тому же здесь их еще и рассмотреть можно довольно неплохо, что, впрочем, от идиотии ленты не спасает :) По сравнению с первой частью, "Возвращение" получилось чуток получше - этот фильм лучше снят, в нем больше крови, профессиональнее актеры, а невменяемого кретинизма меньше, но в общем и целом эта лента, разумеется, ну полный ... Рекомендуется лишь стойким поклонникам еврокульта :)