После коммерческого успеха двух первых частей "Обители Зла", очередной сиквел был просто неминуем, и российских зрителей он не миновал самых первых, потому, что именно в нашей стране случилась мировая премьера "Уничтожения", на день раньше Штатов! Без приезда звезд, каких-либо торжеств и красной ковровой дорожки, разумеется, но это все равно чертовски приятно, особенно учитывая тот факт, что еще каких-то лет пять назад "мировые премьеры" у нас были исключительно direct-to-video дерьма, которое в штатовских кинотеатрах крутить не отваживались :) А теперь вот нате, пожалуйста, - мировая премьера одного из самых ожидаемых жанровых проектов года, хотя такая логика прокатчиков мне не особенно понятна. Впрочем, я что-то увлекся своим "лирическим отступлением", пора бы уже и о самом фильме рассказать...

Восемь лет прошло с момента уничтожения Ракун Сити. Корпорации "Umbrella" так и не удалось остановить распространение Ти-вируса, превратившего планету в выжженную и опустошенную пустыню, по которой толпами бродили живые мертвецы. Что же касается "настоящих живых", то они могли выжить лишь в процессе постоянного скитания в поисках еды, бензина и укрытий. Относительно неплохо было лишь функционерам корпорации "Umbrella", которые жили в хорошо охраняемых подземных комплексах, и с помощью доктора Айзаакса, создателя проектов "Немезис" и "Элис", надеялись обуздать заразу. Доктор, в свою очередь, был занят тем, что клонировал бесчисленных Алис, которые десятками погибали на специально оборудованном полигоне, в то время как настоящая, самая первая Алиса, в одиночку скиталась по пустыне, с каждым днем оттачивая свои психокинетические сверхспособности. Вскоре, она присоединилась к группе кочевников под предводительством Клэр Редфилд (Claire Redfield), в которой состояли ее давние приятели ЭлДжей и Карлос Оливера. Предложив отправиться на Аляску, где, по ее сведениям, еще не было заразы, Алиса повела людей в Лас-Вегас для пополнения запасов бензина и продовольствия, но именно там ее настиг доктор Айзаакс со своими "проапгрейжеными зомби". Понеся большие потери, оставшиеся в живых помогли Алисе добраться до подземного комплекса Амбрэллы, в котором ей предстояло не на жизнь, а на смерть сразиться с мутировавшем в зловещего "Тирана" ("Tyrant") Айзааксом...

Первые минуты этого фильма весьма эффектно обыгрывают начало самой первой части, на какое-то время запутывая зрителя, но потом все проясняется, и мы становимся свидетелями классического постапокалиптического фильма в духе "Безумного Макса" ("MadMax", 1979) и его бесконечных клонов. От нервного, мрачно-индустриального стиля игры, который четко выдерживался в первой и второй частях сериала, в третьем фильме не осталось и следа, потому, что вместо бесконечных коридоров научного комплекса и темных ночных улиц Ракун Сити мы перемещаемся в открытые пространства пустыни, освященной палящим солнцем. Для "смены декораций" это, может быть, и неплохо, но фанатичные поклонники игры таким неоднозначным решением наверняка будут разочарованы. Впрочем, и других разочарований у них будет предостаточно, к примеру, по поводу зомби. Еще во второй части Пол Андерсон с продюсерами хотел ввести "быстрых зомби", но вовремя одумался, решив не разрушать классические правила игрового сериала. В этом же фильме, который он, по обыкновению, продюсировал по собственному сценарию, Пол решил отбросить все сомнения, и выдал-таки на-гора "современных", быстрых зомби. Правда, сделано им это было вполне элегантно. Основная часть живых мертвецов, как и положено - медленные безмозглые твари, но хитрый доктор Айзаакс в своих экспериментах вывел новую "породу" сообразительных и быстрых зомби, которые не только резво бегают и высоко прыгают, но еще и обладают зачатками разума, ловко открывая двери машин и без труда карабкаясь по металлическим конструкциям лас-вегасовской копии Эйфелевой Башни. Такие враги, разумеется, стали намного опасней "обычных зомби", и в подобном контексте смотрятся довольно неплохо, тем более, что и "старых" зомби сохранили в больших количествах :) Более того, устав от маленьких кивков в сторону классической трилогии ("Землю Мертвых" считать не будем ;)) Ромеро, в этом фильме господин Андерсон позволил себе напрямую передрать один из сюжетных ходов ромеровского "Дня Мертвых" ("Day Of The Dead", 1985), а именно, эксперименты "доктора Франкенштейна" по обучению живых мертвецов. В третьей "Обители" доктор Айзаакс, помимо прочего, работает над созданием сыворотки, которая делала бы из обычных зомби чуть более интеллектуальных существ, лишая их агрессивных инстинктов и заставляя работать на благо выживших. Эпизод с тестированием сыворотки практически один в один содран с эпизода демонстрации достижений доктора Франкенштейна по обучению зомби Боба из "Дня Мертвых"...

Не смотря на то, что третий фильм, по сути, как и первый, является чистой воды отсебятиной, не базирующейся напрямую на событиях какой-либо из частей игрового сериала, определенные отсылки к игровым эпизодам и персонажам в нем, разумеется, присутствуют. Что касается эпизодов, то большая их часть взята из "Resident Evil: Code Veronica", хотя определенные "кивки" в фильме есть практически на все игры сериала. Что же касается персонажей, то наиболее очевидными изменениями в их списке являются следующие: героиню первой и третьей части игры, Джилл Валентайн (Jill Valentine), у которой была одна из главных ролей во втором фильме, заменили на Клэр Редфилд, протагониста "Code Veronica" и одного из главных персонажей "Resident Evil 2". Основной антагонист всего игрового сериала, Альберт Вескер (Albert Wesker), впервые появляется в этом фильме в качестве председателя совета директоров "Umbrella", и его роль исполняет ирландец Джейсон О'Мара (Jason O'Mara). Персонаж третьей части игры и второго фильма, Карлос Оливера, в новой ленте не претерпел каких-либо изменений, равно как и ЭлДжей, перекочевавший в сиквел из "Апокалипсиса". Ему в подружки, кстати, "подложили" хип-хоп и R'n'B звезду Ашанти (Ashanti), которая, правда, довольно быстро умирает, а вот доктор Айзаакс со времен второй части наоборот "поднялся", став основным антагонистом фильма и мутантом "Тираном", который, наконец-то, появился на большом экране, к великой радости поклонников игры. Кстати, что касается мутантов. "Ликеры" ("lickers") в третьей части совсем исчезли, зато остались любимые поклонниками зомби-доги, грим которых теперь действительно идеален, "обычные" зомби и уже упоминавшийся "главный босс", "Тиран". Из "новинок" - "апгрейженые" быстрые зомби и смертоносные вороны, так и норовящие поскорее выклевать у своей жертвы глаза. Как видим, с противниками у главных героев проблем никаких нет, но и потери среди личного состава тоже ожидаются значительные - "на войне как на войне", чего уж там...

После Пола Андерсона и Александра Витта, в режиссерском кресле сериала развалился австралиец Рассел Мулкахи, особенно известный российскому зрителю по суперкультовому "Горцу" ("Highlander", 1986) и его кошмарному продолжению "Highlander II: The Quickening" (1991). Западному зрителю Мулкахи тоже известен как автор "Горца", разумеется, но там его больше всего любят и ценят как пионера музыкальных видео, ведь именно его видеоклип на песню The Buggles "Video Killed the Radio Star" стал самым первым клипом, показанным по MTV. Впрочем, ужасного второго "Горца" ему не могут простить многие, хотя режиссер вовсю открещивается от этого проекта, утверждая, что во всем виноваты продюсеры, вмешавшиеся в ход съемок и не давшие ему реализовать его "видение". Уж не знаю, что у него там за "видение" было такое, но сомневаюсь, что без вмешательства продюсеров фильм получился бы радикально лучше того несусветного дебилизма, который многие из нас имели несчастье наблюдать в начале девяностых. Ладно, первый "Горец" и некоторые другие фильмы показали, что режиссер он, все-таки, неплохой, хотя звезд с неба не хватает. Этот тезис подтверждает и третий "Resident Evil", который с визуальной точки зрения получился очень неплохим, без скачущей камеры, как это было во второй части, зато с обильным использованием крана, что является фирменной фишкой Мулкахи. В постановке боевых эпизодов он тоже спец, поэтому многочисленные "разборки" в фильме получились ультрадинамичными, с большим количеством крови, эффектными "крутыми" планами, замедленным движением и всеми прочими возможностями, которые предоставляют кинематографистам современные компьютерные технологии :) Мила Йовович как всегда в отличной форме и самостоятельно месит врагов направо и налево, пиаря, между делом, одежку собственного фэшн-брэнда "Jovovich-Hawk", открытого в 2003-м году совместно с бывшей моделью Кармен Хоук (Carmen Hawk). Режиссер, в свою очередь, активно пиарит продукцию SONY в виде ноутбуков VAIO и сотовых коммуникаторов Sony Ericsson, не забывая, впрочем, и о таких гигантах пищевой индустрии как Nestle и PEPSI :) Одним словом, смотреть это кино довольно весело, тем более, что в нем есть все атрибуты успешного жанрового фильма - отлично сделанные зомби, безобразные монстры-мутанты, сексуальные супергероини, много стрельбы, крови и "крутого экшена". Чего в нем нет, так это показа "киски" и сисек Милы, как это было в предыдущих фильмах, аутентичной игровой атмосферы, и логики. Каким образом Ти-вирус смог радикально изменить экологию планеты, превратив все континенты в засыпанные песком пустыни, лично мне совершенно не понятно, но оставим этот бред на совести сценариста Андерсона :)

Стоивший всего на два миллиона больше второй части (сорок пять миллионов долларов), этот фильм наверняка не только окупится в прокате, но и принесет существенную прибыль, отчего у продюсеров снова встанет ... нет, совсем не то, что вы подумали :) Я хотел сказать, что снова встанет вопрос о сиквеле, хотя в недавнем пресс-релизе было заявлено, что эта часть будет у франшизы последней. Ох, сколько раз уже в истории жанрового кино было этих "последних частей", которые на самом деле становились лишь началом!? И не сосчитать, как донов Педров в солнечной Бразилии, где в лесах... ну вы сами знаете. Вот и в недавнем своем интервью Мила обмолвилась, что если третий фильм ждет прокатный успех, то продюсеры вполне могут замутить "ответвление" сериала, сосредоточившись на приключениях Клэр Редфилд и ее команды, а там, глядишь, и до возвращения Алисы недалеко, тем более, что концовка фильма оставила отличную возможность клепать продолжения с ее участием до бесконечности - в одном фильме Алиса уничтожает токийскую базу корпорации "Umbrella", в другом - лондонскую, в третьем - московскую... И так до тех пор, пока Йовович совсем не состарится. Но даже это не беда - подрихтовали же престарелого Арни на компьютере для третьего "Терминатора", так и ее можно, тем более, что к тому времени возможности компьютеров шагнут еще дальше... ;) Это я, конечно, издеваюсь, но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки, поэтому возможность сиквела совсем не исключена, хотя тема, на самом деле, себя уже исчерпала. В любом случае, этот фильм получился весьма неплохим, хотя и не лучшим завершением франшизы, если третья часть действительно будет последней. Моя основная претензия - радикальная смена "имиджа" и перенос событий в постапокалиптический мир, в то время как по реализации ленты, по большей части у меня претензий нет. Смотреть эту часть однозначно стоит, но с поправкой на все вышеизложенное.