Работяга-лесоруб Ред спокойно жил в уютном лесном коттедже со своей возлюбленной Мэнди, пока ее не похитила банда заезжих культистов во главе с самопровозглашенным "духовным гуру" Джеремией Сэндом, державшем своих адептов в подчинении с помощью наркотиков, секса, и личной харизмы. Которая, впрочем, не подействовала на похищенную Мэнди, и девушка рассмеялась в лицо нелепому гуру, даже находясь под действием принудительно вколотой ей наркоты. Что вызвало, разумеется, гнев Джеремии, приказавшего сжечь Мэнди на глазах у избитого и привязанного железной проволокой к дереву Реда. Который, с трудом освободившись и наспех замотав раны, выковал себе суперстильный топор, после чего забрал у своего друга арбалет и отправился на мотоцикле мстить своим обидчикам. И месть его была сурова...
Если вкратце, то этот фильм получился у Паноса Косматоса "восьмидесятее" самых стильных и знаковых фильмов восьмидесятых, и его можно сравнить с ожившим саундтрэком лучших представителей популярного в последнее время "ностальгического" музыкального жанра synthwave/retrowave/horror synth. Потому что восьмидесятые сквозят буквально из каждого кадра и каждого звука "Мэнди", начиная от зернистой пленки с приглушенными всполохами психоделических цветов, и заканчивая обволакивающими синтезаторными пассажами и дисторшированными гитарными риффами, создающими тягучую атмосферу кошмарного потустороннего. Если честно, то даже у признанных мастеров не всегда получается настолько точно передать "дух эпохи", а у сына Джорджа П. Косматоса (George P. Cosmatos, известный нашей публике по таким легендам видеосалонов как "Rambo: First Blood Part II" (1985) и "Cobra" (1986)) это получилось уже во втором полнометражном фильме. Причем, в своей картине этот "дух восьмидесятых" он сделал еще "душистее", собрав в "Мэнди" множество самых расхожих сюжетных и визуальных ходов, или, если угодно, штампов той эпохи.
По сути, его лента состоит сразу из четырех "мини-фильмов", а именно: истории очередного психованного культа, завязанного на сексе, наркотиках и харизматичной личности неудавшегося музыканта, что очень смахивает на историю "коммуны" Мэнсона (Charles Manson); "revenge-movie" с элементами "road-movie" доведенного "до ручки" Реда; "biker-movie" с участием байкеров из ада, напоминающих своим внешним видом сенобитов (Cenobite); и психоделические фильмы восьмидесятых про "чистое зло" с ненавязчивыми элементами фантастики. А еще весь этот винегрет разбавлен анимационными вставками а-ля "Heavy Metal" (1981). И это я перечислил лишь явные поджанровые части единого целого, в то время как в фильме есть еще множество отсылок к конкретным лентам, вроде "Пятницы 13-е" или второй "Техасской Резни" ("Friday the 13th" (1980), "The Texas Chainsaw Massacre 2" (1986)).
Разумеется, "перевосьмидесятить восьмидесятые" было бы невозможно без правильной визуальной подачи, и тут Панос Косматос показал себя как мегапрофессионал, задействовав буквально ВСЕ элементы жанрового кино той поры, начиная со съемочного оборудования и заканчивая "практическими" спецэффектами. Снимался фильм на "честные 35 миллиметров" кинокамерами Arri Alexa с использованием анаморфированных объективов Panavision, благодаря чему картинка приобрела не только ультраширокий формат 2.35:1, но и "здоровую зернистость", особенно в недоосвещенных сценах. Явно стараясь придать своей ленте "потустороннюю психоделичность", режиссер вовсю использует различные монтажные и post-production техники той поры, превращающие некоторые эпизоды фильма в откровенный "bad trip" с очень мрачными визуальными элементами. Хотя, если говорить на чистоту, то весь фильм и является для его протагониста и для зрителя одним долгим ультракровавым "бэдтрипом".
Большая часть ленты снята в спокойной "академической" манере с долгими планами и неторопливыми движениями камеры, что резко контрастирует с динамичными экшен сценами, в которых используются лишь каскадеры и "настоящие" спецэффекты. Очень, надо сказать, кровавые, как и полагается самой лучшей жанровой продукции восьмидесятых, в которой уникальное качество картинки оттенялось не менее уникальным музыкальным сопровождением с обильным использованием синтезаторов и дисторшированных электрогитар. С чем тут все в полном порядке, и саундтрек, ставший последней работой известного исландского композитора Йохана Йоханнссона (Johann Johannsson), является идеальным сопровождением творящемуся на экране мрачному беспределу.
В котором главную скрипку играет лишь один человек, - Николас Кейдж, идеально подошедший на роль работяги Реда Миллера, в одночасье лишившегося самого ценного в своей жизни. Кейдж, гонорары которого за последнее время упали настолько, что его легко могут приглашать уже даже в недорогую жанровую продукцию, конечно же не удержался от своего фирменного переигрывания, и в некоторых моментах это выглядит настолько нелепо, что вызывает смех. Однако эти моменты не омрачают всего его перформанса, который тут действительно хорош. Да и сами создатели привнесли в картину толику дикого юмора, что, конечно, соответствует "духу времени", но лично здесь, как мне кажется, эти моменты не очень уместны. Зато очень уместен кастинг и отличный перформанс Линуса Роача, который, кстати говоря, как минимум некоторое время являлся одним из лидеров культа и в реальной жизни (он был управляющим отделения секты "эволюционного просвящения" Эндрю Коэна (Andrew Cohen) EnlightenNext в Нью-Йорке, и вроде бы как до сих пор возглавляет ее отделение в Калифорнии), что наверняка помогло ему вжиться в роль Джеремии получше :) Ну и конечно же "восьмидесятнический хоррор фильм" никак не мог обойтись без камео хотя бы одного актера той эпохи, в роли которого выступил особенно известный по "Коммандо" и "Хищнику" ("Commando" (1985), "Predator" (1987)) колоритный негр Билл Дюк (Bill Duke). Ну и в небольшом камео "химика" снялся еще Ричард Брэйк (Richard Brake), также не чуждый жанровому кино.
Что же касается образа самой Мэнди, то эту роль исполнила британская актриса Андреа Райзборо с необычной внешностью, которую еще немного "доработали" гримеры. Хотя фильм и назван по имени главной героини, ее роль в картине, по сути дела, проходная, и нужна лишь для того, чтобы закрутить весь маховик сюжета, который потом будет раскручивать на протяжении полутора часов ее экранный муж. Расправляющийся со своими врагами все более кровавыми и изощренными способами, которые в итоге привели его в персональный Ад.
Получившая пятиминутную овацию в Каннах и почти универсальные восторги критики, "Мэнди" моментально продалась на все основные территории, где пошла, впрочем, почти везде в ограниченном прокате. Что неудивительно, зная ее брутальный нонконформизм и стильно-кровавую вакханалию. В Штатах дистрибьютор RLJE Films (бывшая IMAGE Entertainment) даже не пытался получить для фильма прокатный рейтинг и выкинул картину в сентябре 2018-го на 75 экранов вообще без такового, чуть позже запустив ее на VOD и home video. Где она наверняка соберет приличные деньги, с таким-то критическим рейтингом и фестивальным "хайпом". Впрочем, даже в кино со столь небольшого числа экранов картина собрала в Штатах вполне приличные деньги, больше миллиона долларов, и наверняка неплохо "прокатилась" в других странах тоже, хотя публичного финансового отчета по этому поводу в Сети нет. Лично я уверен в том, что продюсеры бабло вернули себе сторицей, ну а в том, что "Мэнди" моментально станет культом я даже и не сомневаюсь, поэтому посмотреть ее надо буквально всем, ибо НАСТОЛЬКО уникальные фильмы появляются на горизонте нечасто...
6341
Mandy / Мэнди (2018)
В главных ролях:
Николас Кейдж
(Nicolas Cage)
Ред Миллер (Red Miller)
Андреа Райзборо
(Andrea Riseborough)
Мэнди Блум (Mandy Bloom)
Линус Роач
(Linus Roache)
Джеремия Сэнд (Jeremiah Sand)
Нед Деннехи
(Ned Dennehy)
Брат Свон (Brother Swan)
Олвен Фори
(Olwen Fouere)
Мать Марлен (Mother Marlene)
Режиссер:
Панос Косматос
(Panos Cosmatos)
Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.
25 марта 2019, 18:09 Djihnn
Замечательный фильм, такое количество стильного неона и атмосферного музла не выливалось со времена виндинг рефна) Только вот линия демонических райдеров показалась нераскрытой. Что они? Зачем они? Почему именно они для такого задания? В чем их соль? Увы и ах. Но в остальном более чем достойно.
28 марта 2019, 08:18 Sick Slap
Двоякое впечатление о фильме. Он стильно и круто снят, игра со светом божественная. Шикарные кровавые сцены, наполненные жестокостью — нео слэшер! Но слишком монотонные и тягучий, сложно такое смотреть.
6/10
30 марта 2019, 08:26 Дмитрий
Визуальные решения и игра актеров на высоте. Но, к сожалению, режиссер сделал «красиво», но не динамично. Меньше артхауса, больше динамики — и фильм был бы гораздо лучше. «Космическая» музыка примерно к середине фильма надоедает.)
Кино яркое, неординарное, но пересматривать не хочется, скучно, 6/10.
13 мая 2019, 03:13 Fall-from-Grace
И правда, динамики не хватает.
15 октября 2019, 01:58 pogruzhenie
О да! Суперсозерцательное кино. Прочитав рецензию, думал, меня ждёт трэш-угар, а тут такое стильное и неспешное зрелище. Однозначно одна из лучших ролей Кейджа. Насколько же он здесь «в кассу»!!! Никаких переигрываний не заметил.