Двадцать вторая книга Стивена Кинга (или восемнадцатая, если считать только вышедшие под его собственным именем работы) "Оно" ("It") появилась на полках американских книжных магазинов в сентябре 1986-го года и очень быстро, как и другие произведения суперпопулярного автора, стала бестселлером. И как и другие его произведения была довольно быстро адаптирована для "голубого экрана" в виде двухсерийного трехчасового мини сериала телеканала ABC с Тимом Карри (Tim Curry) в роли злобного клоуна Пеннивайза. Эта адаптация вышла в ноябре 1990-го года и стала для ABC большим успехом, - ее посмотрели больше тридцати миллионов зрителей и не обошли своим вниманием критики, особенно впечатлившиеся игрой Тима Карри, но также отметившие определенные проблемы с ритмом ленты и ее, местами довольно примитивными, спецэффектами. Однако больше всего порадовался телевизионной версии "It" сам Кинг, ожидания которого были ниже плинтуса, но конечный продукт его приятно удивил своим качеством и тем фактом, что создатели сериала умудрились запихнуть больше тысячи страниц (1138, если быть точным) его книги в три часа экранного времени. Конечно, многое было убрано или сокращено, но основной посыл и главные сюжетные перипетии книги были переданы точно. И вот, через 27 лет (период "спячки" монстра между "кормежками" в романе) уже на широкие киноэкраны выходит новая версия "Оно".

Вообще, мотив 27-ми лет в экранизациях "Оно" очень четко прослеживается, хотя бОльшая часть связанных с этим событий, - чистое совпадение. Ну, или нечистое, кто знает... ;) Помимо того, что новый фильм вышел через 27 лет после мини сериала, чего вполне могло бы и не быть, так как проект с другим режиссером (Cary Fukunaga) начали разрабатывать аж в 2009-м году, актер Джонатан Брэндис (Jonathan Brandis), игравший в сериале молодого Билла, погиб в возрасте 27-ми лет, а сыгравший в новой версии Пеннивайза Билл Скарсгард отпраздновал свое 27- ми летие за месяц до выхода ленты в прокат. Которую начали снимать 27 июня 2016-го, и даже здесь я не уверен, что это было сделано специально :) А уж если бы и в первый уикенд проката она собрала бы 27 миллионов долларов, то я нисколечко этому не удивился бы, хотя на деле фильм просто в клочья порвал вялый американский бокс-офис с грандиозным дебютом в 117 миллионов! Что не только гарантировано запустит производство второй части, ведь "Оно", - лишь первая часть "двулогии", о чем нам открытым текстом сообщают в конце ленты, но и внесет в анналы американского кинопроката новые рекорды, а именно: как самый кассовый дебют сентября; как самый кассовый дебют осени; как самый кассовый дебют для хоррор фильма с рейтингом R; а также как самый кассовый дебют для хоррор фильма вообще с любым рейтингом.

Хоррор фильма, который рассказывает о событиях, происходивших летом 1989-го года в городке Дерри штата Мэн (Derry, Maine), где некое паранормальное существо в образе инфернального "танцующего клоуна" Пеннивайза убивало детей. Осенью 1988-го оно убило младшего брата Билла Денбро, который никак не мог смириться с потерей и почти год жил надеждой на то, что однажды он найдет брата живым. И летом 1989-го он его действительно снова увидел, но быстро понял, что это был лишь грязный трюк Пеннивайза, которого видели и его друзья, неформально называвшие себя "Клубом Лузеров" ("The Losers Club"). Решив, что с этим, и как выяснилось очень древним, злом надо покончить, Билл и команда отправились в канализацию, где обитало чудовище, чтобы лицом к лицу столкнуться не только непосредственно с ним, но и со всеми своими страхами и фобиями.

Ведь Пеннивайз питался не столько плотью своих жертв, сколько их сознательными или подсознательными страхами, которые в книге Кинга у детей были другими, чем в киноверсии. Просто потому, что действие первой части книги происходило в 1957–1958-х годах, и дети тогда боялись вещей, увиденных ими в кино, вроде монстра Франкенштейна, оборотня или Дракулы. А так как действие новой киноадаптации происходит в конце восьмидесятых, то и страхи у детей уже другие, хотя некоторые из них перебрались в новую версию без изменений, вроде заживо гниющего человека, или фонтана крови из раковины Беверли. При этом, несмотря на изменения, новая версия получилась намного ближе к оригинальной книге и ГОРАЗДО жестче своего телевизионного предшественника в плане откровенного показа брутального насилия. Разумеется, и в новой версии пришлось отказаться от некоторых "книжных" вещей как по соображениям бюджета (эпизод галлюцинации Ричи и Майка в котором они узнают природу "Оно", - студия посчитала его слишком затратным, хотя он напрямую был связан с концовкой первой части книги, которую для фильма пришлось изменить), так и по соображениям рейтинга и этики (эпизод детской оргии). Это, впрочем, никоим образом не сказалось на всей постановке, которую лично я считаю на несколько голов выше телевизионной версии 27-ми летней давности буквально по всем фронтам, включая актерский.

Конечно, Тим Карри очень хороший актер, и его интерпретация Пеннивайза была по-своему хороша, но Билл Скарсгард, по-моему, сумел обставить его тут по всем фронтам. Его Пеннивайз не просто жуткий, а ОЧЕНЬ жуткий, до мурашек. При этом в нем действительно сильнО карнавальное влияние, и он может быть еще и нарочито детско-игривым, ведь "работает" он, в основном, именно "по детям". В версии Тима, например, этой нарочитой детской игривости не было, но тут всегда можно сказать что таково было его (или режиссера) видение персонажа. Намного больше мне понравились в новой версии "Оно" и дети актеры, которые сыграли, с моей точки зрения, замечательно. Причем без исключения все, хотя некоторые из них своей игрой особо выделяются, например, очаровательная София Лиллис в образе Беверли Марш, или Джейден Либерер в роли Билла Денбро. Но главную работу, с моей точки зрения, тут сделал, все же, режиссер, которому удалось идеально передать не только уникальный дух восьмидесятых, но и стилистику подростковых фильмов той поры, вроде "The Goonies" (1985). Ведь этот фильм, по сути, вовсе не о паранормальных ужасах "Оно", а о непростом периоде подросткового взросления, со всеми его радостями и проблемами. В случае "Клуба Лузеров", правда, проблем было больше, чем радостей :)

Доказав своей "Мамой" ("Mama", 2013) что он может снимать не только интересное, но и действительно жуткое кино, в "Оно" Андрес Мусчиетти вышел на новый для себя уровень, и многие моменты этой ленты по-настоящему страшные. Конечно, есть в ней и несколько классических "хоррор пугалок", но бОльшая часть эпизодов встречи с "Оно" пугает исключительно саспенсом и жуткой атмосферой, а не оторванными конечностями, хотя и они в фильме тоже присутствуют. А чтобы пугать саспенсом, нужна не только виртуозная работа режиссера, но и оператора, которым на этом проекте стал любимчик постановщика "Олдбоя" ("Oldboy", 2003), кореец Чунгун Чунг (Chung-hoon Chung). Он не просто идеально выстраивает кадр, но и исключительно грамотно работает со светом, благодаря чему картинка приобретает неожиданные полутона и глубину, что выгодно оттеняет, в свою очередь, перформанс Билла Скарсгарда, зловещий персонаж которого предпочитает постоянно "быть в тени". С технической точки зрения лента сделана на очень высоком уровне, ну а про творческий я и так уже все сказал, - по-моему, это триумф! Посмотреть который обязаны не только все поклонники творчества Кинга, но и любители действительно яркого, пугающего и светлого кино одновременно.