После очень успешного первого "Дома", уже гораздо менее успешного второго, и откровенно провального "типа третьего" ("типа", потому что фильм "The Horror Show" (1989) не имел ничего общего с сериалом и назывался "House III" исключительно в "заморских территориях"), легендарный продюсер "Пятницы 13-е" Шон С. Каннингэм ("Friday the 13th", 1980, Sean S. Cunningham) в начале девяностых решил забацать "настоящий" сиквел оригинального фильма, куда даже вернули его главного актера Уильяма Катта.
   Которого, впрочем, в фильме немного, потому что его героя в начале быстро убивают, и дальше в жутком доме живет уже его жена с дочуркой. При этом в первой ленте у персонажа Катта была другая жена, которую сыграла актриса Кай Ленц (Kay Lenz), и сын ;) Правда, и дом там был совершенно другой, и он в конце первой части сгорел... Но не суть :) Итак, сюжет: в одиноко стоящий посреди пустоши старый дом своего отца приезжает Роджер Кобб с семьей, где его активно уговаривает продать ветхое здание пронырливый двоюродный братец Бёрк. Которому Роджер отказывает по причине того, что он пообещал когда-то своему отцу его старый дом не продавать. Возвращаясь после этого разговора в город, машина семьи попадает в аварию, и Роджер погибает, а его безутешная вдова решает переселиться со ставшей инвалидом дочкой в ветхий дом мужа, который ему так нравился. Но ее снова начинает донимать по поводу продажи братец Бёрк, а до кучи молодой женщине еще и видится всякое. В конце концов выясняется, что дом стоит на старом индейском участке, где покоятся духи предков, удерживаемые под землей магической печатью. Которая в итоге разрушается во время пожара, спровоцированного мафиозными подручными Бёрка, и хлынувшая из-под земли вода спасает жену и дочь Роджера, наблюдавшего в виде призрака за всем этим мракобесием...
   Из всех сиквелов оригинального "Дома" эта лента была единственной, которая изначально задумывалась как прямое продолжение первого фильма, и именно поэтому там снова появляется Уильям Катт, а его персонажа снова зовут Роджер Кобб. И опять главным действующим лицом в картине становится сам дом, а не маньяк-убийца, как в "третьей" части или магический хрустальный череп Ацтеков, как во второй. Ну и как в оригинальном фильме авторы попытались снять легкую комедию с элементами мистики и "софткорного хоррора". Проблема только в том, что ничего у них не получилось, а связи с первым фильмом ОЧЕНЬ слабые. Например, персонаж Уильяма Катта очевидно совсем другой человек, и это даже безотносительно "смены жены" и появления в его семье дочери вместо сына. Также и дом совершенно другой, что, конечно, немного логично, ибо в первой части оригинальный дом сгорел, но фишка первоначального дома была именно в том, что внешне он выглядел как заурядный частный дом в американском пригороде, но с таинственными и местами жуткими секретами внутри. А дом в четвертом "Доме", мало того, что стоит просто где-то на пыльном отшибе, но и сразу выглядит "зловеще", поэтому зрителю неудивительно, что происходит внутри всякое. Но даже не в этом основная проблема официально четвертой, но по факту, конечно же, третьей части. Ее основная проблема заключается в том, что в картине нет ни смешного, ни ужасного, и все попытки авторов комиковать оканчиваются грандиозным провалом, равно как и их слабые потуги на "хоррор". Которого здесь практически нет, а то, что есть, выглядит детсадовски (статисты в костюмах большого таракана и змеи, например). Нет здесь и комедии, во всяком случае лично я за все время просмотра ни разу не улыбнулся, хотя в некоторых местах авторы явно надеялись хотя бы на легкую ухмылку. Ну и теперь самое страшное для любого жанрового фильма - "Дом 4" просто очень скучно смотреть, ибо ничего интересного на экране не происходит, а немногочисленных попыток нас рассмешить или напугать в перерывах между откровенной скукой приходиться ждать минут по двадцать. Ну и классический лубочный голливудский "хэппи-энд" окончательно портит всю картину.
   Неудивительно, что финальная часть так и не раскрывшей свой потенциал франшизы в начале 1992-го года отправилась прямиком на видео, где и затерялась среди гораздо более качественных, даже если говорить о рынке DTV, фильмов. Посмотрев титры, впрочем, мне стало понятно почему четвертый "Дом" оказался самым "шлаковым" из всех, ведь к нему приложил руку, пускай только к "истории", известный бесталанный трэшадел-многостаночник Джим Вайнорски (Jim Wynorski), участие которого в любой постановке в любом качестве гарантирует на выходе дерьмо. Даже, если его участие совсем незначительное, как в случае с четвертым "Домом", смотреть который я не могу вам посоветовать.