Юная гимнастка Тинья изо всех сил пытается удовлетворить амбиции своей матери-блогерши, которая хочет видеть дочь исключительно чемпионкой и ведет карамельный видеоблог о "счастливой финской семье". Во время записи которого однажды в дом влетает птица и в панике разбивает много стеклянных вещей в комнате, после чего мамаша Тиньи хладнокровно сворачивает птице шею и просит дочь выкинуть трупик в контейнер для биоотходов. Обалдевшая от такого поворота событий девочка делает это, но ночью просыпается от душераздирающих криков, доносящихся из лесу. Куда она отправляется и где находит страдающую недобитую птицу, а рядом яйцо. Принеся яйцо домой, она начинает его "высиживать", и вскоре из него вылупляется уродливый птенец с острыми как бритва когтями, который, тем не менее, нравится Тиньи, и за которым она начинает ухаживать, оставив жить в своей комнате. И вскоре это существо становится неотделимым от ее эмоционального состояния доппельгангером Тиньи, которая под бесконечным прессингом матери стрессует от надвигающегося соревнования гимнастов. А значит - быть беде...
   В пресс-релизе ленты и во время ее премьерной презентации в кинотеатре "Октябрь" со сцены говорили о том, что даже, мол, профессиональный психолог "коротнул" уже на тридцатой минуте картины, снабженной таким количеством психологических слоев и подтекстов, что мозг просто перестает их все обрабатывать. Не знаю насчет психологов, хотя и допускаю, что них уже просто профессиональная деформация, но как говорил (или не говорил, и это просто байка :)) дедушка Фрейд, "иногда банан - это просто банан". И, возможно, не стоит искать какие-то мегатонны подтекста в довольно простой и очевидной в своем "месседже" истории. Которая могла быть снята, конечно, не только скандинавами (в данном случае финно-шведами), но именно у них сильны традиции социальных драм и артхауса, производство которого спонсируют многочисленные кинофонды, и поэтому в их руках данная история обрела особый, "северный" колорит.
   И в "Скрежете" он ощущается, на самом деле, во всем, от постановки кадра, до работы с камерой и отстраненной, местами, игре некоторых актеров. Среди которых выделяется, конечно, юная Сиири Солалинна, сыгравшая Тинью и ее "пернатого доппельгангера" Алли. Девочка обошла аж 1200 претенденток на эту роль и, частично, возможно, именно поэтому исполнила её идеально :) Что же касается взрослых коллег Сиири, то среди них звездит, конечно, София Хейккиля в роли сверхтребовательной матери, пытающейся создать в своем блоге иллюзию идеального счастья, в то время как в реальности по многим фронтам все обстоит не так уж радужно. Этот контраст между "кажимостью" и реальной жизнью исследовался в кино уже неоднократно, но в обрамлении бади-хоррора, возможно, впервые. Как впервые, если верить пресс-релизу, женщине-режиссеру, да еще и дебютантке в большом метре (до этого она снимала лишь короткометражки и эпизоды финского телесериала), доверили такой серьезный для финского кино бюджет - больше трех с половиной миллионов долларов. Которые потратили не только на актеров и печеньки с кофе, но и на отличных специалистов по гриму и аниматронике, создавших очень впечатляющего монстра.
   Вообще, что касается "бади-хоррора", то с этим в картине всё просто замечательно, и некоторые эпизоды реально впечатляют. А выбор этого поджанра вполне оправдан для подачи простой, на самом то деле, идеи о том, что "переходный период" в жизни человека не только во многом тяжелый и сложный момент, но и связан со вполне осязаемой его трансформацией, которую в "Скрежете", как обозвали картину наши прокатчики, подали буквально. И так-же буквально фирмачам из Russian World Vision надо было перевести международное название ленты, - "Hatching" - "Вылупление" (из яйца). Потому что в ней не только в переносном, но и в БУКВАЛЬНОМ смысле из яйца вылупляется "новая версия" Тиньи, не очень приятная.
   Как не очень приятно некоторым зрителям будет смотреть определенные эпизоды картины, которая довольно органично комбинирует в себе чисто жанровые (бади-) хоррор элементы, артхаусную социальную драму и небольшой налет черной комедии. Фестивальные критики такое кино любят, и именно поэтому лента сначала проехалась по фестивалям, где собрала неплохие рецензии, прежде чем получить "платформенный релиз" в Штатах и "настоящий" прокат на многих других территориях, - больше сорока, если верить информации от наших прокатчиков на премьере. И очень хорошо, на самом деле, что в числе этих территорий есть и наша страна, где лента демонстрируется в широком прокате почти на пятиста копиях. Потому что хотя она и снята в "TV friendly" формате 1.85:1, но в кинотеатре ощущения от ее просмотра все равно будут сильнее, чем на диване в собственной квартире, и именно поэтому я рекомендую вам посмотреть ее в кино, ибо лента действительно того стоит. Конечно, это не шедевр, и дифирамбы, как некоторые западные критики, я петь ей не буду, но то, что это действительно крепкая жанровая лента от наших северных соседей со вполне понятной центральной идеей и отличной ее реализацией - спорить бессмыссленно. А для формального дебюта - так и вообще здесь все прекрасно!