Вирджиния "Джинни" Вэйнрайт состояла в неформальном клубе "топовая десятка" ("Top Ten"), куда входили только самые популярные и богатые ученики ее академии. Каждую ночь "золотая молодежь" собиралась в местном пабе чтобы забухнуть, но однажды это вылилось в конфликт с "местными старперами" и молодые люди на своих крутых тачках решили не просто по-быстрому свалить оттуда, но и перепрыгнуть "на спор" разводной мост во время его разведения. Что сильно шокировало Джинни, потому что некоторое время назад она попала в автомобильную аварию на этом же самом мосту, которая стоила жизни ее матери, а сама она сильно повредила голову, и ее чудом спасли нейрохирурги. Девушка после удачного "трюка" своих друзей запаниковала и после остановки машины в истерике бросилась в лес, который вел к ее особняку. А потом ее друзей стал кто-то убивать. И все это накануне дня рождения Джинни, у которой после аварии были явные проблемы с головой, кои пытался решить ее лечащий врач Дэвид...

Этот проект является первым из двух слэшеров, спродюсированных в начале восьмидесятых канадскими продюсерами Джоном Даннингом и Андрэ Линком (John Dunning, Andre Link). Оба их фильма, в итоге, стали культовыми, но вторая лента, "My Bloody Valentine" (1981), хоть и снималась уже после "Happy Birthday to Me", на экраны кинотеатров вышла раньше, потому что ее "кровь из носу" нужно было "открыть" накануне реального Дня Святого Валентина, в феврале :) Да и снималась она с более низким бюджетом и впопыхах, в то время как на производство этой ленты потратили чуть больше денег, что позволило привлечь к ее созданию известного британского режиссера Джея Ли Томпсона, снявшего, в частности, оригинальный "Cape Fear" (1962), и именитого в прошлом голливудского актера Гленна Форда, который вел себя на съемках этой ленты как настоящая свинья, постоянно бухая и даже распуская руки (он ударил по лицу ассистента режиссера Чарльза Брэйва (Charles Braive)). Его участие, впрочем, добавило картине "голливудского лоска", в результате чего ее купила для проката Columbia, и она стала самым кассовым канадским фильмом тех времен, до выхода в прокат секс-комедии Боба Кларка (Bob Clark, который был одним из зачинателей жанра "слэшер" в начале семидесятых, между прочим) "Porky's" (1981).

Будучи "серьезным" и обстоятельным режиссером, которому просто уже давно хотелось снять триллер, из-за чего он, собственно, и присоединился к этому проекту, Джей Ли Томпсон привнес в картину как качественную кинематографию, так и скрупулезную работу с актерами, благодаря чему не только бухой Гленн Форд играет хорошо (с его то опытом, вполне ожидаемо), но и все на тот момент "нонэймы" тоже играют замечательно. Особенно исполнительница роли Джинни, Мелисса Сью Андерсон, героиня которой искренне не понимает, что за фигня с ней происходит. А происходит с ней после перенесенной на головном мозгу операции (которую делал для киношников, кстати говоря, реальный нейрохирург) много чего интересного, что явно намекает зрителю на "истинного маньяка". Хотя в качестве "маньяков" нам тут почти всех действующих лиц представляют, и когда ты уже вроде бы понял, что к чему, - авторы делают реально неожиданный и довольно странный "финт ушами", который почти всё ставит с ног на голову, предлагая нам одно из самых диких объяснений кто, зачем, и как убивал всех этих тинейджеров. Точнее, КАК их убивали, мы видим, разумеется, на экране, в довольно неплохих подробностях, но без "перебора", что объясняется закручиванием MPAA именно в тот момент гаек, благодаря чему сцены убийств для этой ленты пришлось существенно подрезать для получения вожделенного рейтинга "R". Они, впрочем, и в покоцанном виде весьма неплохи, хотя бы потому, что над их созданием работал заслуженный гуру спецэффектов и мэйкапа Том Бурман (Thomas R. Burman), в творческом портфеле которого куча призов и еще большее количество номинаций, включая оскаровскую.

Очевидная несуразность на грани бредовости концовки с совершенно неожиданным "твистом", о которой я сказал уже чуть выше, появилась в этом фильме потому, что во время съемок продюсеры решили, что ленте не хватает "поворотов", ведь в оригинальном сценарии "маньяк" оказался именно тем, на кандидатуре которого многие зрители во время просмотра, скорее всего, и остановятся. Да и сама логика фильма последовательно вела нас именно к этому персонажу, но фирмачи в последний момент решили концовку переписать, в результате чего она стала такой, какой стала, - ну просто ОЧЕНЬ странной и, я бы даже сказал, "читерской". Потому что совершенно ничто в картине не вело к тому, что мы в финале увидели, и догадаться об "истинном положении вещей" ни по каким ранее вброшенным кинематографистами "подсказкам" попросту невозможно, что, конечно, не является редкостью в слэшерах, но и "комильфо", по сути, тоже не является. Тогдашних зрителей, впрочем, это не смутило, и они принесли в бокс-офис фильма десять с половиной миллионов долларов, при производственном бюджете в два с половиной. А вот критики, ожидаемо, ленту не приласкали, посчитав ее калькой с других популярных слэшеров той поры, вроде "Friday the 13th" (1980) и "Prom Night" (1980), что отчасти, конечно, было правдой, но пре-продакшен "Дня Рождения" начался раньше выхода этих фильмов в прокат, поэтому прямой калькой именно с них "Happy Birthday to Me" назвать нельзя. Скорее, ее создатели в основном вдохновлялись грандиозным успехом "Хэлловина" Джона Карпентера (John Carpenter's "Halloween", 1978), который, впрочем, существенно повлиял и на все другие слэшеры, включая те же "Пятницу" и "Выпускной", с которых якобы снимали сливки канадцы.

Выйдя на пике популярности еще не особо заезженного, на тот момент, жанра, "С Днем Рождения Меня" до сих пор остается одним из основных образцов действительно качественного слэшера, пускай и с "читерской" концовкой. Это давно уже классика, поэтому ознакомиться с ней я призываю всех без исключения любителей жанрового кино.