Коварные планы о сиквеле тире ребуте забуксовавшей в конце "нулевых" франшизы вынашивались довольно долго. Ещё в 2011-м году Sony, которой принадлежали права на серию, объявила о готовности начать работу над новой картиной. На усиление проекта даже позвали постановщика полюбившихся многим фильмов «Топор» ("Hatchet, 2006-2017) Адама Грина (Adam Green), который, впрочем, просидев какое-то время без дела и видя, что сиквел/ребут откладывается на неопределённый срок, решил заняться реализацией собственных идей и скрылся в направлении ближайшего съёмочного павильона. Студии, разумеется, после этого пришлось искать нового режиссёра, коим оказался Николас Песке, успевший отметиться необычной и в некоторых местах высокохудожественной лентой «The Eyes Of My Mother» (2016). Николас, к тому же, давно заявлял, что он большой поклонник «Проклятия», так что всё складывалось вполне удачно. Тем временем долго ли, коротко ли (скорее, долго), но к моменту начала съёмок на дворе был уже 2018-й год, а на экраны кино вышло ещё два года спустя, в самом начале января, что было весьма странным выбором для фильма ужасов. Был ли у прокатчиков какой-то хитрый план, или они просто выкинули ее на экраны в тот момент от безнадеги, история умалчивает, однако доподлинно известно, что картина, в итоге, с треском провалилась. Да, современному зрителю трудно угодить :). Сделаешь ремейк слишком близким к оригиналу — обвинят в копировании, а если чуть отклонишься в сторону, то скажут, что "уже не торт". Мне кажется, именно это и произошло с новым фильмом многострадальной серии.
   Который начинается с того, что одна из сиделок, работавших в том самом токийском доме за несколько дней до начала событий первой части, сообщает начальству о своём желании быстро и решительно сменить место проживания с Японии на Штаты в связи с неудовлетворительными условиями труда: ну, призраки там, бледные мёртвые мальчики, — в общем, всё то, что было в договоре мелким шрифтом. Однако так просто ей уйти не удалось из-за появления Каяко, эффектно и в лучших традициях серии завершившей вступительный фрагмент.
   Начало более чем каноничное, но это, по сути, и всё, что связывает новую ленту со старой трилогией. Фиона, так зовут работницу, всё-таки уезжает домой, но проклятие её уже не отпускает, и теперь действие ленты будет разворачиваться в Пенсильвании, вокруг дома №44 по Рейбёрн Драйв — нового прОклятого места. Само по себе изменение локации не столь уж необычно. В конце концов, и во втором, и в третьем фильме действие (по крайней мере, его часть) тоже происходило на американской земле. Однако сильно заметно то, что изменился сам тон фильма. Предыдущая серия начиналась как ремейк азиатского фильма и до самого конца сохраняла свой восточный шарм. Это проявлялось практически во всём: начиная от внешнего вида призраков и до приёмов, которыми создатели картин пользовались для запугивания публики. Даже третья, откровенно неудачная часть, снятая уже без присмотра автора оригинальной картины Такаси Симидзу (Takashi Shimizu), всё равно пыталась повторять эти приёмы, хотя и безуспешно.
   А фильм 20-го года выглядит совершенно по-другому и его вполне можно сравнить с сериалами «Астрал» ("Insidious", 2010-2018) и «Заклятие» ("The Conjuring", 2013-2021) — типичный американский ужастик. В качестве монстров теперь уже не какие-то там непонятные духи, а полуодержимые-полузомби, эффектно потрясывающие в кадре своими разлагающимися телесами. Нагнетание саспенса во многом уступило место "скримерам" — в общем, создатели конкретно постарались придать картине вид, привычный для заокеанских потребителей попкорна. В этом, как мне кажется, есть и плюсы, и минусы. Из плюсов можно отметить то, что действие ленты стало гораздо более насыщенным и возросла «плотность» экшена на минуту экранного времени, чего заметно не хватало во второй и особенно в третьей части. Да и сами экшн-сцены стали более интересными. Если раньше Каяко просто хватала своих жертв и утаскивала их в потусторонний мир, то теперь зомби-разборки стали куда более приземлёнными, зато с интересными деталями в плане облика одержимых и способов убийств. Правда, создатели по пути растеряли бОльшую часть мифологии франшизы, а то, что не растеряли, - основательно запутали. В новом фильме не вполне понятно, например, почему некоторые «контактеры» с иным миром умирают, а некоторые перерождаются и начинают терроризировать окрестности. Исходя из того факта, что «обратились» только бывшие обитатели дома 44, можно предположить, что «маны» у японского призрака хватило только на Фиону и её ближайших родственников, но это не точно. А конкретного ответа в фильме нет. И если раньше мы привыкли, что после первого свидания с Каяко можно даже не успеть заказать белые тапки с АлиЭкспресса, то по новому канону заражённые проклятьем могут годами жить в статусе беспокойных соседей. Короче говоря, фильм оставляет зрителям гораздо больше вопросов, чем даёт ответов. Главным образом из-за того, что ответов он не даёт почти никаких.
   Кроме вымученных откровений о том, что всё это проклятие пришло из Японии, и имя ему Ju-On. Что, впрочем, откровением является лишь только для героев ленты, но никак не для зрителей. Думаю, что даже те из них, кто не видел японских оригиналов или американской трилогии нулевых, по большей части в курсе этого сюжета из-за многочисленных отсылок и пародий. Тут как в фильмах о человеке-пауке: все знают притчу о дяде Бэне, но и не показать её, вроде как, нельзя. Проблема здесь в том, что расследование этой истории и составляет основное сюжетное наполнение фильма, а следить за героями в их нелегкой и опасной детективной работе здесь не очень интересно. Своего собственного оригинального сюжета картина не имеет, и это большое упущение, ибо заставлять зрителей смотреть на одно и то же вновь и вновь — не очень удачный старт для новой франшизы.
   В своих интервью режиссёр заявлял, что его интересовала идея распространения проклятия по миру. Ему хотелось показать, как это будет выглядеть в Европе, Америке, и прочих экзотических для серии местах. Идея, на мой взгляд, неплохая, и она перекликается с концовкой первого японского театрального фильма "Ju-On: The Grudge" (2002), где нам показывали пустынные улицы Токио, увешанные объявлениями о пропавших людях после того, как проклятие распространилось далеко за пределы места своего возникновения. Далее можно было бы развивать эту идею «пандемии», которая давала бы практически неограниченный простор для создания всевозможных сиквелов и спин-оффов. К сожалению, все эти задумки пребывают лишь в статусе фанатских фантазий поклонников серии и самого Песке. Если они хотя бы в какой-то мере и будут реализованы, то уже в продолжениях, которых, вообще говоря, может и не быть.
   Однако, отвлекаясь от грустных мыслей и рассматривая эту картину просто как самостоятельный фильм, можно сказать, что он весьма неплох. Повествование в нём оформлено довольно хорошо и разделено по классике на несколько временнЫх линий. На этот раз нам даже подписывают титрами время действия, и такая забота приятна. Все события плотно связаны, крутятся вокруг одного места и главных героев, — видно, что авторы учли некоторые промахи предыдущих картин, что опять-таки не может не радовать. Экшн-сцены, про которые я уже упоминал, здесь, пожалуй, лучшие во всём сериале "Ju-On" с той оговоркой, что когда появляются скримеры, то почти неизбежно вслед за ними возникают клише, из-за которых некоторые «заходы» на пугающие моменты выглядят однообразно и предсказуемо. Главная героиня теперь работает в полиции, то есть она уже не тварь дрожащая, а право имеет, а вместе с ним ещё и пистолет. По типажу она напоминает главную героиню американского «Звонка» ("The Ring", 2002): тоже сильная, независимая женщина, мать-одиночка и по совместительству бесстрашный борец с неведомым злом. Сыгравшая её актриса справилась с этой ролью весьма неплохо, равно как и актёров на второстепенные роли подобрали грамотно, - некоторые из них весьма узнаваемы, а некоторые и весьма имениты, с номинациями на «Оскар». В общем, если у вас вдруг случилась амнезия и вы смотрите этот фильм с чистым, незамутнённым умом, ничего от него не ожидая, то он покажется вам вполне добротным ужастиком.
   Впрочем, не все зрители были готовы пойти на такие жертвы даже ради просмотра долгожданного продолжения. Вышедший на более чем двух с половиной тысячах экранов фильм даже в первую неделю проката не смог показать сколь-нибудь впечатляющих результатов, собрав по итогу чуть менее 50-ти миллионов долларов при 10-милионном бюджете. С учётом того, что это был широкий театральный релиз и маркетинговый бюджет был сопоставим с производственным, а возможно и больше него, то бухгалтерия у картины по итогу оказалась незавидной.
   Основная проблема фильма, как мне кажется, лежит не в его технической реализации и даже не во вторичном сюжете, а в неудачном, я бы даже сказал необдуманном названии. Поставив в заголовок «The Grudge» создатели, видимо, решили поиметь двойной профит: привлечь в залы и "хоррор-казуалов", и преданных поклонников серии. А в результате и те, и другие поимели их самих. Поклонники остались недовольны тем, что картина сильно выбивалась из канона, не привнося при этом ничего нового. Остальные же недоумевали от неуклюжих попыток привязать явно другой фильм к какой-то старой франшизе. Мне кажется, что если бы эта лента вышла под иным названием и с немного изменённой историей, то ее прокатная судьба сложилась бы гораздо более благоприятным образом. А так, мы имеем то, что имеем. Авторитетное в определённых кругах маркетинговое агентство CinemaScore даже разразилось оценкой «F», назвав ленту одной из худших в истории. Ну да ладно, что возьмёшь с этих крети…, ой простите, критиков? Видимо, они не видели действительно плохих фильмов :)