Не прошло и трёх дней после первых восторженных отзывов об американском ремейке «Ju-on», как компания «Ghost House Pictures» объявила о намерении заняться продолжением истории про бледнокожих японских призраков. Однако замыслам о быстросиквеле не суждено было сбыться из-за производственных неурядиц, в результате которых начало съёмок задержалось на целый год. Тем не менее, в октябре 2006-го картина под незамысловатым названием «The Grudge 2» увидела свет, выйдя в самый широкий прокат на более чем трёх тысячах экранов. К сожалению, её прокатная судьба сложилась не так радужно, как у предшественницы, но обо всём по порядку.
   На съёмочной площадке по-прежнему "рулил" Такаси Симидзу, который в своих интервью гордо заявлял, что в то время, как первая часть была прямым пересказом его японского фильма, во второй ленте публику ожидает уже совсем новый и самостоятельный сюжет. Это было довольно сильным заявлением, но не вполне правдивым. Во-первых, в картине всё ещё сильно заметны заимствования из оригинальной серии и повествование разбивается на три временные линии: одна берёт своё начало непосредственно после событий первого фильма, а две другие происходят через два года с промежутком в несколько недель или около того. Из них лишь первую ветвь можно назвать оригинальной, поскольку только в ней нам покажут действительно новые сцены, созданные без применения фирменного метода Симидзу «copy-paste», и именно в ней происходит развитие истории, о которой говорил режиссёр. Это, несмотря на все оговорки, звучит, вроде бы, неплохо, ведь именно из-за отсутствия какой бы то ни было внятной сюжетной канвы и критиковали первый фильм, в том числе и на подиуме виртуальной танцплощадки, именуемой CULT Cinema, так что наличие хоть какого-то сюжета должно выглядеть как несомненный шаг вперёд. Но проблема тут в том (и это «во-вторых»), что сама концепция сиквела не поменялась: опять всё та же куча ноунеймовых героев с пятью минутами экранного времени, которые они проводят в ожидании близких контактов четвёртого вида, всё те же метания из прошлого в будущее и обратно, которые, не добавляя никакой ценности или особого интереса, лишь мешают полностью погрузиться в происходящее на экране. Да, действительно, «лор» (от англ. "lore") вселенной «Проклятия» немного расширился: мы получили некоторое представление, как именно это самое проклятие началось и чем оно обусловлено, — но все эти рассказы не имеют особого смысла, ибо ни на что не влияют. Герои никак не используют полученные знания, чтобы хотя бы попытаться изменить свою судьбу, и все события просто идут своим чередом по давно уже известной и проторенной дороге. Возможно, для фанатов серии все эти объяснения и выглядят значимыми и интересными, но если ты обычный зритель, то понять, с какой целью тебе это показывают, будет затруднительно. Так что в целом попытку обогатить ленту сюжетом можно смело считать провальной.
   Ещё одним фактором гораздо более скромных коммерческих результатов второй части по сравнению с первой, на мой взгляд, является чрезмерная усложнённость повествования. Если в фильме 2004-го года ещё можно было без напряга следить за его причудливой хронологией, и события при этом всё же были сконцентрированы вокруг главной героини, то здесь то, что могло быть сюжетом просто разваливается на отдельные куски. ВременнЫе линии, о которых я говорил, полностью изолированы друг от друга. Фактически, это три получасовых фильма, склеенных вместе, а вернее нарезанных на кусочки и основательно перемешанных. Как будто этого мало, персонажа Сары Мишель Геллар, которая всё-таки выжила после концовки первого фильма и за которую зритель вот уже приготовился переживать, вдруг внезапно отодвигают на второй план, представляя нам вместо неё новую девушку. Зачем так было делать — лично мне непонятно, ведь эмоциональная связь зрителей со старой героиней гораздо сильней. Пускай её персонаж и не был как следует раскрыт в плане личностных качеств, но после стольких пройденных вместе с ней испытаний зрителю уже никак невозможно ей не сочувствовать. И вот вместо того, чтобы сохранить хотя бы одно знакомое лицо в бесконечной череде новых, нам прямо по ходу фильма меняют главную героиню. Не знаю, возможно по меркам японского кинематографа в этом и нет ничего необычного, однако в нашем полушарии глобуса такой ход весьма ощутимо бьёт по степени вовлечённости зрителей в происходящее.
   Справедливости ради стоит отметить, что Эмбер Тэмблин, принявшая бразды правления у Сары, сыграла здесь весьма неплохо. Несмотря на то, что формат фильма, как и в прошлый раз, накладывал значительные ограничения на раскрытие персонажей, ей всё же удалось показать настоящего живого человека, а не просто очередную жертву злобной мистической сущности, так что к концу картины принятие её как полноценной героини уже не вызывает никаких вопросов. Среди второстепенных героев, которые, правда, по экранному времени почти не уступают главным, мы тоже можем увидеть запоминающихся персонажей. Прежде всего это, конечно, мальчик в исполнении Мэтью Найта, - обитатель бостонского дома во второй линии будущего. Как и Эмбер, юный актёр прекрасно справился со своей ролью. За ним просто интересно наблюдать, и хотя его сюжетная арка, по сути, является "филлерной" (от англ. "filler"), созданной для заполнения хронометража картины, но по увлекательности и напряженности действия она ничем не уступает основной. Как итог, в плане персонажей картина заметно продвинулась по сравнению с предыдущей. У них появляются хоть какие-никакие предыстории, и авторы даже дают нам провести с ними некоторое время, прежде чем начнётся «экшон», что, конечно, хорошо, ведь уже знакомым героям сочувствуешь гораздо сильнее.
   Говоря о достоинствах ленты, хочется также отметить её техническую составляющую. Звук стал ещё лучше. Из вспомогательного элемента он зачастую становится главным инструментом, на котором держится вся сцена. Ну и в плане создания саспенса он, естественно, играет не последнюю роль. Вообще, по атмосферности этот фильм мало с чем можно сравнить. Что совершенно точно удалось его создателям — так это нагнетание чувства тревоги и постоянной опасности, которую несет в себе проклятье, для «заражения» которым уже необязательно быть причастным к проклятому дому и событиям, происходящим в нём. Теперь оно, как вирус, может достать тебя в любом месте, когда ты этого совсем не ждешь, и в фильме всё это изображено как нельзя лучше. Я бы сказал, что основной интерес в картине представляет именно её тревожная атмосфера и ощущение чего-то надвигающегося, а не сами сцены нападения призрака, оставшиеся, по сути, неизменными с прошлого раза.
   К сожалению, посетители кинотеатров не особо оценили все эти достоинства новой картины. При вдвое большем бюджете по сравнению с первой частью (двадцать миллионов долларов против десяти) её мировые сборы упали почти в три раза, до семидесяти с небольшим миллионов против ста восьмидесяти семи. С учётом маркетингового бюджета доход студии от театрального проката сиквела был минимален, что, несомненно, было огромным разочарованием после потрясающего успеха первого фильма. По всей видимости, значительную (если не основную) часть прибыли лента смогла получить только от релиза на видео, так что её продолжению "The Grudge 3" (2009) вместо больших экранов современных мультиплексов пришлось довольствоваться домашними экранами самых преданных поклонников и крайне ограниченным прокатом на зарубежных территориях.
   Забавно, что судьба второго «Проклятья» очень похожа на ситуацию со вторым «Звонком» ("The Ring Two", 2005), вышедшим годом ранее. И тут, и там японские режиссёры получили большую свободу действий после успеха первых фильмов и не смогли повторить этот успех. На мой взгляд они, будучи людьми другой культуры, в отсутствии жёсткого студийного контроля просто сняли кино, не попавшее во вкусы целевой аудитории, хотя и по-своему самобытное и интересное. Печально, конечно, но что же тут можно поделать? Такой уж он непростой, мир кино :-)