Культовый актер с удивительной внешностью, Клинт Говард, наиболее продвинутой мэйнстримовой публике известен лишь в качестве младшего брата маститого режиссера Рона Говарда (Ron Howard), частенько снимающего Клинта в небольших эпизодах своих мегабюджетных фильмов. Но настоящую известность и культовый статус Клинт Говард снискал себе среди любителей низкобюджетного трэша и жанровых фильмов, в которых он переиграл не один десяток, обычно неприятных, персонажей. Начав свою карьеру в возрасте четырех лет, до совершеннолетия Говард снимался в основном на телевидении, а когда ему исполнился двадцать один год, тут и первая в его жизни главная роль в запредельном трэш-угаре "Evilspeak" подоспела...

Неуклюжий сирота Стэнли Куперсмит был главной мишенью для издевательств одноклассников в военном колледже, где он учился. Стэнли, конечно, был плохим футболистом, из-за чего, в основном, на него и "наезжали" одноклассники, зато отлично разбирался в компьютерах. Однажды, разгребая от мусора подвал местной церкви, наш лузер наткнулся на дверь, ведущую в секретное помещение, где сотни лет назад собирались дьяволопоклонники во главе с отцом Эстебаном, изгнанным инквизицией из Испании. Найдя там древнюю книгу сатанинских обрядов, Стэнли стал использовать компьютер для перевода заклинаний из нее, в надежде получить доступ к тайным знаниям. В конечном итоге у нашего гика-компьютерщика все получилось, и его врагам уже никто не стал бы завидовать...

Если охарактеризовать эту ленту вкратце, то хватит всего двух слов - "полный бред". Если же рассказать о ней чуть более развернуто, то внимание стоит обратить на следующие вещи: сюжет, актеров, режиссуру, и спецэффекты. Сюжет, как можно догадаться, исключительно бредов, и особенно в нем умиляет "прямое" общение с примитивным компьютером, который не только развернуто отвечает на сложные вопросы, но по ходу фильма еще и начинает рисовать на монохромном зеленом экране сложную цветную графику! Впрочем, эту его способность можно списать на "одержимость дьяволом", ведь компьютер, по сути дела, постоянно подсказывает Стэнли, что нужно сделать для завершения сатанинского обряда.

Актеры в этом фильме совершенно не примечательные, за исключением его главной "звезды", криволицего и большезубого Клинта Говарда, занявшего в списке "100 самых несексуальных мужчин планеты" по версии бостонского еженедельника "The Phoenix" почетное двадцать второе место, сразу за своим старшим братом, Роном :) Впрочем, имеются у Говарда и более приятные награды, такие как "MTV Lifetime Achievement Award", которую он получил в 1998-м году за достижения на ниве энтертейнмента. Тоже, в общем-то, приз сомнительный, но уж явно лучше, чем быть в списке "самых несексуальных", что, впрочем, не помешало актеру обзавестись женой, и не одной :) Компьютерного гика-лузера в этом фильме Клинт изображает достоверно, хотя его финальная трансформация в карающего ангела с окровавленным мечом ничего, кроме улыбки, у зрителя вызвать не может - настолько это все нелепо. Впрочем, это уже претензии не к актеру, а к сценаристу и режиссеру, коим является некий Эрик Вестон. Явный халтурщик, господин Вестон не приложил никаких усилий ни к написанию убогого и маразматического сценария, ни к режиссуре постановки, в которой первые восемьдесят минут вообще ничего интересного не происходит. Смотреть, как постоянно издеваются над бедным лузером, который натужно пытается вызвать дьявола с помощью "компьютерного суфлера", исключительно скучно, и даже пара коротких эпизодов с показом женских сисек не спасают положения. Отчасти, впрочем, положение спасает десятиминутная "финальная разборка", в которой летающий Стэнли с остервенением рубит головы своим обидчикам, дикие хряки (!) рвут их тела на куски, а все это безобразие происходит на фоне полыхающей церкви и распятого Христа, один из гвоздей которого выстрелил священнику прямо в лоб! Смотреть на эту потрясающую в своем идиотизме вакханалию, идущую, к тому же, в сопровождении средневековых хоралов (!!!), исключительно забавно, да и спецэффекты в этой части фильма довольно неплохие, чего нельзя сказать о паре начальных убийств, где невооруженным глазом были видны "подставные куклы" вместо актеров. Тут же все довольно бодренько - летящие с плеч головы и поедаемые хряками кишки вполне натуралистичны, да и горят некоторые из персонажей довольно эффектно. Впрочем, ничто не может затмить летающего над головами своих врагов Говарда с задней подсветкой - это зрелище поистине запредельно! С другой стороны, безумный в своем трэш-угаре финал картины с лихвой компенсирует ее скучно-натужные первые акты, хотя общее впечатление от фильма всеравно остается, мягко говоря, "не очень". Если бы лента было снята хотя бы с небольшой долей иронии, то смотреть ее было бы намного более забавно и не так скучно, но, увы и ах, тут все происходит на полном серьезе, что лишь выпячивает на первый план исключительную идиотию постановки. Да и снято все, прямо скажем, довольно плоско и банально, что напрочь лишает картину и намека на визуальное эстетство, мол, "пару сисек вам показали, кишок чуток повыпускали, так что радуйтесь и этому"...

Но зритель этому не радуется, хотя вовсю порадовались английские цензоры, запретив картину к прокату на островах, а в Америке дистрибьютор сам ее существенно порезал, ради получения прокатного рейтинга "R". Еще этому фильму очень обрадовался основатель "Церкви Сатаны", Антон Шандор ЛаВэй (Anton Szandor LaVey), ставший большим поклонником "Evilspeak" и считавший, что лента является очень сатанинской :) Но больше всего от появления "Зловещего Договора" выиграл Клинт Говард, который не просто получил свою первую главную роль, но еще и перешел из разряда "детей актеров" в актеры взрослые, соскочив с телевизионной иглы, и подсев на иглу киношную. Смотреть это кино рекомендуется лишь стойким поклонникам культового Клинта, последователям Антона ЛаВэя, прислушивающимся к его мнению, и всем тем, кто желает воочию увидеть "хайтэк-сатанизм" в действии. Всем остальным же смотреть это безобразие я не рекомендую :)