Будучи уже известным молодым режиссером, за плечами которого горой стоял "независимый" жанровый суперхит "Halloween", Джон Карпентер был "под контрактом" у AVCO Embassy Pictures, для которой годом раньше он поставил не столь успешный во всех отношениях "Туман" (The Fog, 1980). Нужно было срочно определяться с новой постановкой, и Джон весьма удачно вспомнил про давным-давно пылящийся в ящике его стола футуристический сценарий "Побег Из Нью-Йорка". Поручив своему старому приятелю Нику Каслу (Nick Castle) привести его в божеский вид, сам Джон активно взялся за подготовку к съемкам и кастинг, отстояв у студии молодого Курта Рассела (с котором он впоследствии крепко сдружится и сделает еще не один фильм) и пригласив на одну из главных ролей престарелую звезду вестернов Ли Ван Клифа. Добавив в общий котел фильма таких известных людей, как Эрнст Борнайн, Дональд Плезенс и Гарри Дин Стентон, а также написав особую роль для сексапильной "бой-бабы" Адрианы Барбо, Карпентер стал снимать пролог своей ленты (в котором Снэйк с подельником грабят банк), в то время как ассистенты вовсю искали подходящие локации для натурных съемок. И тут съемочной группе очень удачно подвернулось катастрофическое для Сен-Луиса (St. Louis, Missouri, USA) событие - огромный пожар, благодаря которому выгорела значительная часть пригорода, создав тем самым идеальную локацию для съемок "апокалиптического Нью-Йорка". Отсняв десятиминутный пролог, который впоследствии был полностью вырезан, Джон сотоварищи перемещается на обгорелую натуру, ставшую полигоном съемок истории про...

...криминально-тоталитарное будущее (дело происходит в 1997-м году... ;)) Америки, в которой полиция преобразована в военизированную структуру, а Манхэттен стал изолированной от окружающего мира тюрьмой максимально строгого режима, в центре которой терпит катастрофу "борт номер один" - президентский самолет. Сам президент с исключительной важности чемоданчиком попадает в руки местного криминального авторитета "Герцога", и вызволить его оттуда может лишь один человек, бывший "зеленый берет", а ныне грабитель банков Снэйк Плисскен...

Только-только появившиеся тогда steadycam'ы и новые анаморфные линзы от Panavision, позволяющие снимать при самом минимальном освещении (света от костра в небольшой комнате, к примеру), позволили Карпентеру создать уникальную картинку для своего фильма, в котором камера может следовать за персонажами даже в небольшие плохо освещенные помещения (лестничные пролеты, например). При этом грамотная композиция в ultra-wide формате 2.35:1, столь полюбившаяся режиссеру, заполняет все пространство кадра пускай мелкими, но очень важными деталями, создающими живое полотно картины. Фильм для своего времени футуристичный, но все при этом довольно логично и узнаваемо, безо всяких там бластеров и прочей хай-тек мишуры. Нигилистический цинизм Карпентера выливается не только в попрание всяких "цивилизованных ценностей" и глумление над властью, олицетворяемую институтом президентства, но и в одну из самых, пожалуй, циничных концовок в истории кино. В каком-то смысле это уже и не постапокалиптическая фантастика, а политическое заявление, поданное, правда, со всеми атрибутами отличного экшн-фильма и грамотной социальной сатиры. Причем стебется Карпентер, как я уже говорил, над всем и вся, не забывая создавать при этом весьма мрачную и нездоровую атмосферу тотального упадка и моральной деградации. Власть наверху принадлежит брутальному негриле "Дюку", рассекающему по городу на тюнингованной "арт-машине" с канделябрами, а подземелье оккупировали "crazies", сумасшедшие, выползающие по ночам на улицы города в поисках пищи и уничтожающие все на своем пути. А среди всего этого хаоса идет крутой антигерой, Снэйк Плисскен, с повязкой на глазу и автоматом в руке, спасая не только и не столько засранца президента, сколько свою собственную жизнь, ведь в его организме тикает смертельный таймер...

Стоивший незначительные даже по тем временам шесть миллионов, фильм стал еще одним кассовым и жанровым успехом Карпентера, собрав в Штатах около двадцати пяти миллионов и быстро заработав себе культовую репутацию. На Курта Рассела после этой картины продюсеры стали смотреть как на потенциального героя боевиков (кем на некоторое время он и стал ;)), а душка Адриана Барбо приобрела толпы новых поклонников. Сам Карпентер, естественно, без работы тоже не сидел, сняв немалое количество хороших и не очень фильмов, прежде чем снова вернуться к Снэйку Плисскину пятнадцать лет спустя в "Побеге Из Лос-Анжелеса" (Escape from L.A., 1996). Однако верно говорят, что в одну реку дважды не входят, так же и Карпентеру лучше было не браться за сиквел, тем более с таким громадным для него бюджетом в пятьдесят миллионов. Второй "Побег" получился довольно жалким зрелищем, несмотря на все свои миллионы, и одним из худших фильмов Карпентера за всю его долгую карьеру. Причем, по злой иронии, в прокате фильм собрал те же двадцать пять миллионов, что и оригинал, но сравните затраты... "Побег Из Нью-Йорка" - культовая классика, отличный образец грамотной постапокалиптической фантастики и вообще один из лучших фильмов легендарного Джона, поэтому смотреть всем обязательно.