В начале семидесятых вьетнамская война подходила к концу, общественность Штатов бунтовала, так как люди уже и не помнили, за что конкретно вдали от дома погибают американские солдаты, а кинематографисты только-только начинали разрабатывать золотоносную жилу Вьетнама. Одним из таких вот "разрабатывающих" стал и Боб Кларк, дебютировавший двумя годами ранее (на самом деле и до этого он снял пару фильмов, но первый из них, The Emperor's New Clothes (1966), вообще не вышел в прокат, а второй, She-Man (1967), не продержался на экранах и пары недель) низкобюджетным зомби-шлаком "Детки Не Должны Играть с Мертвецами" ("Children Shouldn't Play with Dead Things", 1972), а посему решивший подойти к теме войны "нестандартно"...

Семья Бруксов усиленно молится за жизнь своего сына, воюющего во Вьетнаме, но несмотря на их молитвы, его там убивают, а родственники вскоре получают похоронку. Истеричная мать, однако, не верит в смерть сына, и через некоторое время, глубокой ночью, Энди неожиданно возвращается. Все, разумеется, безумно рады его возвращению, но парень просит родственников никому пока не говорить о том, что он вернулся, да и вообще он как-то изменился. Днем Энди отстраненно сидит в своем любимом кресле-качалке, сводя отца с ума ее скрипом, а по вечерам куда-то отлучается. А наутро в городе находят трупы... Подозревая неладное, отец очень быстро убеждается в том, что его сын - хладнокровный убийца, но сходящая от безумной любви к нему мать не желает отпускать от себя сына даже тогда, когда он убивает своих лучших друзей и, полуразложившийся, пытается убежать от полиции. Убежать на кладбище...

Вышедший на следующий год после вывода американских войск из Вьетнама, антивоенный "мессидж" фильма очевиден - "эта война убила слишком много хороших ребят, а тех, что вернулись, превратила в зомби" - но тут эта идея иллюстрируется АБСОЛЮТНО БУКВАЛЬНО! - из Вьетнама вернулся настоящий зомби, которому нужна свежая кровь, чтобы оставаться "живым". Естественно, вечно это продолжаться не может, и в конце фильма Энди погибает, зарывая сам себя в землю на кладбище рядом с безутешно рыдающей матерью. Кстати, эта сцена существует в двух вариантах. В версии фильма под названием "The Night Andy Came Home", причитающая Кристина Брукс говорит полицейским после окончательной смерти своего сына: "Andy's home. My boy came home.", в то время как в остальных версиях этой фразы нет. Вообще, эта низкобюджетная (235 тысяч долларов) картина интересна больше своей историей и людьми, которые над ней работали, чем своими (несуществующими) "художественными достоинствами". Этих самых "достоинств" в ней практически нет, так как фильм довольно скучен, не лучшим образом снят, а потому смотреть его, прямо скажем, не очень интересно. Кое-как действие начинает "цеплять" лишь в самом конце ленты, да и то всего на десять минут, а до этого мы можем наблюдать довольно скучное и банальное зрелище. Зато вот люди, которые отметились на этой картине, действительно интересны. Ну во-первых, сценарий написал давний друг Боба Кларка Алан Ормсби (Alan Ormsby), который на этом фильме поработал еще и постановщиком спецэффектов, актером, да и свою молодую жену Аню двинул на одну из главных ролей :) В дальнейшем Алан отошел от "технических" кинопрофесcий и сосредоточился исключительно на творчестве, став плодовитым и довольно известным сценаристом. Его кореш, Боб Кларк, удивительным образом сделал успешную голливудскую карьеру, помимо прочего, сняв несколько культовых жанровых фильмов ("Black Christmas", 1974) и активно работает досих пор, вынашивая планы римейков собственной классики, "Black Christmas" и "Children Shouldn't Play with Dead Things". Этот фильм также стал первым проектом будущего супергуру грима и спецэффектов Тома Савини (Tom Savini), который, кстати, сам был ветераном Вьетнама, работая там фотокорреспондентом, и специальный зомби-грим которого в этом фильме исключительно эффектен. Production Manager'ом на этом проекте работал John 'Bud' Cardos, который и сам в 1984-м году поставит зомби-фильм под названием "Ночные Тени" ("Night Shadows", a.k.a. "Mutant"), а в главной роли засветился оскаровский номинант (!) Джон Марли. Актерская игра, кстати, в картине довольно неплоха, хотя Линн Карлин, с моей точки зрения, немного переигрывает, а Аня Ормсби, наоборот, недоигрывает :) Идеальным можно назвать лишь перформансы уже упомянавшегося Джона Марли и дебютанта Ричарда Бакуса, который отлично сыграл малоэмоционального живого мертвеца, хотя на дальнейшую (не очень успешную) карьеру Ричарда этот факт повлиял мало.

Много интересных людей и хороший грим в финальном акте ленты - по сути это все, чем ценен данный фильм, хотя потенциал у картины явно был, и эту историю можно было бы "раскрутить" совсем в ином, намного более интересном русле. Этого, к сожалению, сделано не было, хотя с годами лента приобрела культовый статус, но случилось это скорее из-за работавших над ней людей, а не из-за ее качества. В коллекции любителя кино и зомби-комплетиста этот фильм, в принципе, быть должен, а вот "обычный зритель" вполне может пройти мимо, ничего при этом не потеряв...