После успеха своего первого джиалло, "The Strange Vice of Mrs. Wardh" (1971), один из самых коммерческих режиссеров Италии, Серджио Мартино, не покладая рук стал трудиться над другими "желтыми фильмами", в надежде выжать все соки из популярного жанра до того момента, пока зрители не пресытились кроваво-детективными эстетствами. Сотрудничая с одним из лучших итальянских сценаристов того периода, Эрнэсто Гастальди (Ernesto Gastaldi), особенно известным быстротой своей работы при хорошем качестве материала, второй триллер Серджио не заставил себя долго ждать... :)

Молодая жена престарелого бизнесмена, Лиза Баумер, в постели с любовником получает известие о крушении самолета, в котором погиб ее муж, застраховавший свою жизнь на один миллион долларов. Страховка была оформлена на Лизу, поэтому у страховой компании возникли подозрения о причастности девушки к гибели супруга. Подозрения эти, впрочем, были не только у страховщиков, и в Греции, куда довольная вдова отправилась получать свой миллион, девушку ждали крупные неприятности, закончившиеся ее смертью и похищением заветной суммы наличными. Расследовать убийство Лизы и похищение денег взялась не только местная полиция в лице харизматичного инспектора Ставроса, но и Интерпол, приславший своего агента. В "добровольных помощниках" у полицейских также не было отбоя, так как этим делом занялся детектив страховой компании Питер Линч и влюбленная в него фотожурналистка Клео Дюпон. Объединив усилия, гражданские и полиция стали раскручивать непростое дело, в котором трупов все прибывало и прибывало...

В отличие от совершенно абстрактных и в большинстве своем алогичных джиалло Дарио Ардженто, Эрнэсто Гастальди в своих сценариях старался откровенно не обманывать публику, и делать "честный" детектив. Это не значит, что в фильме будет сразу ясно кто убийца, вовсе нет, это значит, что все действие подчинено вполне житейской логике и в самом конце все детали головоломки становятся на свои места без особых натяжек, но с неизменным "детективным сюрпризом". В данном случае я более чем уверен, что девяносто процентов публики почти до самого конца будет считать преступником совсем не того, кто им на самом деле является, во всяком случае, лично для меня настоящее лицо убийцы стало полной неожиданностью, и это говорит о высоком качестве сценарной работы. Впрочем, качественный в этом фильме не только сценарий, но и вообще все, начиная от уверенной режиссуры Серджио Мартино и заканчивая отличным музыкальным сопровождением Бруно Николаи (Bruno Nicolai). Мартино, будучи не просто хорошим производственником, но еще и действительно талантливым режиссером, постарался выделить свой фильм из сонма аналогичной продукции, использовав довольно натуралистичные для своего времени спецэффекты и экспериментируя с ракурсами съемки. Так, к примеру, целый эпизод снят камерой, подвешенной объективом вниз, и отклоняющейся на девяносто градусов то вправо, то влево, в зависимости от того, кого из собеседников нужно показать! Смотрится это, доложу я вам, даже сейчас свежо, и таких вот моментов, пусть и не столь радикальных, в фильме предостаточно. Достаточно в нем и кровавого насилия, которое сознательно показано авторами не эстетски, как в творениях конкурентов, а более приземленно и натуралистично, что еще больше выделяет ленту из числа тогдашних джиалло. Актерами, впрочем, она как раз не выделяется, так как на главные роли господин Мартино пригласил своих любимчиков, кочевавших у него из фильма в фильм - симпатичного мужественного уругвайца Джорджа Хилтона, шведскую красавицу с потрясающими чувственными губами Аниту Стриндберг и характерного актера-театрала Луиджи Пистилли. Этот актерский ансамбль и сам по себе весьма хорош, а вместе с сильным сценарием и компетентной режиссурой, так и вообще...

Не скажу, что второе джиалло Серджио Мартино является шедевром, вовсе нет, но то, что это очень качественный, интересный, и в меру "экспериментальный" образец жанра отрицать бессмысленно. Как бессмысленно отрицать и тот факт, что всем поклонникам жанра нужно обязательно ознакомиться с этим творением, хотя бы ради осознания того, что не все джиалло того периода были алогичными, суперэстетскими и садистско-эротичными. С логикой здесь все в порядке, эстетство не зашкаливает, а количество эротики сведено к самому минимуму :) По сути дела, это очень хороший "простой детектив", а не джиалло, но так как снят он был в период расцвета именно джиалло и таковым позиционировался, то будем считать, что это просто необычное и экспериментальное джиалло, которое, разумеется, нужно обязательно посмотреть :)