Начав свою карьеру с телевизионных короткометражек и видеоклипов для популярной в семидесятых и восьмидесятых голландской рок-банды Golden Earring, в 1983-м Дик Маас "выстреливает" с хоррор-хитом "Лифт" ("De Lift"), после которого его замечают в Голливуде, предлагая проекты, - снять сиквел "Кошмаров На Улице Вязов", например. От которых Дик отказывается (о чем потом пожалеет), ради создания собственной студии "First Floor Features" и голландских фильмов, одним из которых и стал "Amsterdamned".
   Где речь идет о появившемся в столице Нидерландов серийном маньяке-дайвере, рыскающем по каналам в поисках своих жертв и убивающем всех без разбору. Так как дело очень быстро приняло серьезный оборот, к расследованию подключили одного из лучших сыщиков столицы, разведенного небритого красавчика Эрика Виссера, который стал раскручивать версию с поехавшим крышей дайвером и "шерстить" дайвинг клубы в надежде найти хоть какую-нибудь зацепку. И он ее, таки, нашел, вместе с пышногрудой красавицей Лаурой, которая, в итоге, опосредовано и навела его на маньяка.
   Явно вдохновляясь американским кино и желая снимать не "местечковые голландские", а вполне себе "международные" фильмы, которые могли бы получить широкую дистрибуцию за пределами его родных Нидерландов, Дик Маас постарался взять все лучшее из жанрового коммерческого кино, соорудив slasher-action гибрид с не особо удачными попытками войти на территорию легкой комедии. Которая в большинстве случаев диссонирует с довольно мрачной атмосферой "убийственных" эпизодов, снятых в лучших традициях слэшеров, с пугающей синтезаторной музыкой авторства самого Дика (привет John Carpenter) и частым использованием "вида из глаз убийцы". Только рук в черных перчатках не хватает, а так - все на месте.
   Как вполне на месте тут и экшен, снятый реально не хуже Голливуда. Что не удивительно, потому что его постановкой занимался известнейший в своей профессии Дики Бир (Dickey Beer), а самые сложные трюки исполнял еще один легендарный каскадер и будущий оскароносец Вик Армстронг (Vic Armstrong), не сумевший, впрочем, уберечь звезду картины Хуба Стапеля от серьезной травмы во время съемок грандиозной погони по каналам Амстердама (и Утрехта, потому что часть эпизодов погони снимали именно там :)) на спидботах, снятой ничем не хуже лучших образчиков жанра. Не хуже, кстати, Дику удалась и погоня за мотоциклистом по узким улочкам Амстердама, закончившаяся неудавшейся попыткой преступника перепрыгнуть разводной мост. Эти эпизоды отлично показали настоящий профессионализм режиссера в том, что касается технической части постановки, которая вышла у него действительно отличной - с хорошей кинематографией, затейливым, где надо, светом, и грамотными ракурсами, особенно в экшен эпизодах. Не могу я ничего плохого сказать и про работу Дика Мааса с актерами, которые все на своих местах и играют хорошо, особенно сексапильный красавчик Хуб Стапель, очень органичный в образе "нестандартного полицейского".
   А вот к чему я могу и буду придираться, так это к сценарию, авторства все того же Дика Мааса, который отчего то подумал, что экшен-слэшер гибрид ему еще нужно разбавить комедией. Подумал он это вероятно потому, что его предыдущий чисто комедийный проект "Flodder" (1986) стал не только очень прибыльным, но еще и культовым у себя на родине, и режиссер решил, что комедия нигде не будет лишней. Но он ошибался, потому что в итоге лента получилась у него как лоскутное одеяло, сотканное из трех разных и не всегда совместимых друг с другом жанров - слэшера/хоррора, адреналинового экшена, и легкой комедии. И если экшен с хоррором вполне себе сочетается, что было уже показано неоднократно, то комедия со слэшером - нет, во всяком случае "на равных". Потому что если это чистая комедия, пародирующая слэшеры, тогда конечно - образчиков успешных фильмов такого рода очень много. Но в данном конкретном случае чисто комедийные и несерьезные элементы попытались вплести во вполне себе серьезный "аква-слэшер", и они тут просто не работают, на контрасте сильно диссонируя.
   Смотреть картину, впрочем, они не мешают, и в общем и целом "Amsterdamned" смотрится очень неплохо, хотя с хронометражем почти в два часа и немного затянуто. Как раз-таки, кстати, из-за этих вот "комедийных" моментов, большую часть из которых с чистым сердцем можно было бы вырезать. Посмотреть картину я рекомендую всем поклонникам необычных слэшеров и хорошего экшен кино в экзотических декорациях Амстердама, разочарованы вы точно не будете. Если только не ожидаете от фильма каких-то мегабрутальных убийств, потому что крови в нем не особенно много :)