Звезда Уве Болла взошла на горизонте игровой и жанровой общественности в 2003-м году, с выходом экранизации культовой "приставочной зомби-стрелялки" "House Of The Dead" («Дом Мертвых»). Фильм оказался, что называется, "за гранью", и в рецензии на него я даже усомнился, снимался ли этот истерический мега-трэш на полном серьезе, ибо ни один здравомыслящий человек не сможет снять ТАКОЕ без огромной фиги в кармане. Как показало время и собранная информация, Уве Болл именно тот человек, что снимает свои "шедевры" на полном серьезе, и на его фоне меркнут даже кинематографические "таланты" Эда Вуда, который по сравнению с "доктором Уве" - просто Спилберг своего поколения! :)

Вообще, Уве Болл личность очень занимательная, и чтобы понять, что за кино он снимает (и чего ожидать, или чего НЕ ожидать, от его будущих фильмов), надо рассказать о нем подробнее. Итак, "доктор Уве Болл", как он сам себя величает, родился 22 июня 1965-го года в небольшом немецком городе Вермельскиршен (Wermelskirchen) в самой обычной семье бюргеров. Еще в детстве маленький Уве пристрастился к искусству кинематографа, поэтому все отрочество и юность пробегал с восьмимиллиметровой камерой, "продюсируя" собственные короткометражки, от которых, видимо, были в безумном восторге лишь Увины родители :) Воодушевившись семейной поддержкой и поверив в собственный талант (который для амбициозного молодого человека был просто-таки вопиющ ;)), будущий доктор отправился учиться на кинорежиссера в Мюнхен и Вену, совмещая все это с обучением в Кельне и городке Зиген на экономическом и литературном факультете. "Откинувшись" из университета в 1995-м году со степенью "доктора по немецкой литературе" (именно поэтому он не просто Уве Болл, а ДОКТОР Уве Болл - добавляет, знаете ли, солидности... ;)), амбициозный Уве начинает работать в Taunus Film-Produktions GmbH в качестве продюсера и режиссера, больше, впрочем, в качестве продюсера, ибо руководство компании явно не было столь проницательным, чтобы рассмотреть мирового уровня режиссерские таланты Уве, зато прекрасно видело и поощряло его исключительные коммерческие качества как продюсера. Поварившись пять лет в кинобизнесе и поняв, что, если хочешь показать всему миру свои режиссерские таланты, то работать нужно исключительно на себя, в 2000-м году доктор Уве организует свою собственную фирму под скромным названием "BOLL KG", во главе которой революционизирует (кроме шуток) процесс кинопроизводства. Будучи действительно талантливым предпринимателем (годы обучения на экономическом явно не прошли для Уве зря ;)), доктор Болл изобрел революционную схему финансирования собственных фильмов - фонды. Идея, как и все гениальное, очень проста - пользуясь определенными лазейками в немецком налоговом законодательстве, инвесторы фондов доктора Болла при вкладе достаточно серьезных сумм получают огромные проценты прибыли, почти не выплачивая налоги, что, безусловно, выгодно всем, ибо в традиционном случае инвестирования в кинопродукцию, к примеру, крупной голливудской студии, прибыли инвесторов не столь впечатляющи, так как авторские права принадлежат не им. В случае же с хитрецом Уве все авторские права на фильм остаются за BOLL KG, которая постоянно выплачивает инвесторам фондов проценты от продаж оных прав по всему миру, что в конечном итоге выливается в довольно внушительные суммы, ибо, как известно, "курочка по зернышку клюет".

В одночасье став "самым независимым из независимых", доктор Уве наконец-то дорвался до режиссерского кресла и стал оттягиваться по полной программе, снимая кино в соответствии со своим видением успешного коммерческого продукта. Видение это, надо сказать, было довольно своеобразным. По мнению господина Болла, для успеха любого фильма самое главное - это известные имена на афишах, а не вменяемый сценарий, или, к примеру, грамотная режиссура (хотя о чем это я, ведь доктор Уве - гений режиссуры, так что с этим в его фильмах будет все в полном порядке! ;)), поэтому в первом же фильме новоиспеченной компании и будущего великого режиссера, под названием "Sanctimony", "блистают" Каспер Ван Диен, Майкл Паре и Эрик Робертс (Casper Van Dien, Michael Pare & Eric Roberts) - сплошь всё звезды "категории Б"! Ставка в этой ленте была сделана на жанр криминального триллера, который Уве решил эксплуатировать и в следующем своем проекте - "Blackwoods" (2002), однако истинной вершины он достиг лишь в драме по мотивам событий в Колумбине "Heart of America" (2003). Самым запоминающимся эпизодом фильма стало изнасилование душевнобольной девушки, во время которого камера беспристрастно фиксировала лишь колыхающиеся голые сиськи и прочие части полуобнаженного тела, - всё, кроме лица жертвы! Казалось бы, после такого величия еще больше "вырасти" в творческом плане уже невозможно, ан нет - впереди нас ждал "Дом Мертвых"... ;)

Для "Heart of America" доктор Уве не смог найти театрального дистрибьютора в Штатах, хотя фильм все-таки вышел там небольшим тиражом на видео, поэтому в мозгу гения родился новый план - скупать права на экранизацию популярных видеоигр и делать фильмы по их мотивам, а на волне успеха проектов типа "Resident Evil" можно будет и театрального дистрибьютора найти. Сказано - сделано, и вот на столе у доктора Болла уже лежат приобретенные лицензии на сеговскую зомби-стрелялку "House Of The Dead", культовую игру от Infogrames (ныне ATARI), зачавшую, можно сказать, весь жанр "horror-survival" - "Alone In The Dark", и вампирско-молотильный "Bloodrayne". Чуть позже к этой "сладкой троице" присоединились права на "Hunter: The Reckoning", "Far Cry" и "Dungeon Siege", шедевральные фильмы по которым должны выйти где-то в 2006-2007 годах, плюс к этому неутомимый Уве ведет переговоры о покупке прав на "Hitman", "Baldur's Gate", "HALO" и даже "Warcraft", хотя эту собственность ему удастся заполучить вряд ли (в частности из-за активности фэнов, которые, к примеру, уже забросали EIDOS Interactive письмами "кто такой Уве Болл и почему ему нельзя продавать права на Hitman" ;)). Так вот, выбрав новую стратегию и начав работу над экранизацией "House Of The Dead" с бюджетом около десяти миллионов долларов, доктору Уве удалось подписать договор с умирающей ARTISAN о театральной дистрибуции трех его будущих картин (House Of The Dead, Alone In The Dark и Bloodrayne), первая же из которых (HotD) вогнала распоследний гвоздь в крышку гроба обанкротившейся компании :) ARTISAN, однако, была куплена канадским мини-мэйджором "Lions Gate", который, по непонятным для меня причинам, не стал расторгать дистрибьюторское соглашение с Уве и взялся за североамериканский прокат "Alone In The Dark" и "Bloodrayne". Видимо, фирмачи не рассчитали истинную величину таланта Уве и реальный коммерческий потенциал его творений... ;)

Итак, после небольшого экскурса в "историю вопроса", вернемся к разговору о непосредственном "виновнике торжества" - фильме (если это можно так назвать ;)) "Один В Темноте". Изначально над сценарием работали выходцы из индустрии видеоигр, которые желали сохранить основную сюжетную линию и саму атмосферу игры, пугающую игрока и зрителя не трехэтажными монстрами, а лавкрафтовским ожиданием потустороннего ужаса, таящегося в темноте. Однако старине Уве такой подход был непонятен, и он стал поучать авторов о том, как надо писать действительно грамотные сценарии хоррор-фильмов. По версии Уве, в любом хорошем хоррор-фильме должно быть немало масштабных перестрелок, автомобильных погонь, а также легионы разнообразных монстров, желательно побольше размером и сочащимися слизью! :) Что ж, в конечном продукте все это мы можем наблюдать в избытке, ибо, отказавшись от услуг первоначальных сценаристов, Уве привлек к работе трех своих корешей, которые и накропали режиссеру-самородку идеальный с его точки зрения сценарий, не имеющий, правда, совершенно никакого отношения к игре, кроме имени главного героя - Эдварда Карнби...

...Фильм открывается длинным-предлинным текстом, клинический идиотизм которого бросается в глаза даже пятилетнему ребенку, из которого зрители узнают про то, что в Штатах давно уже существует секретная спецорганизация по изучению паранормальных явлений, и что с помощью артефактов древней индейской цивилизации Абскани (Abskani) можно открыть портал в иное измерение вечной тьмы. Далее нам говорится, что один из бывших агентов паранормального спецподразделения, профессор Хадженс (Professor Hudgens), двадцать лет назад проводил секретные эксперименты по скрещиванию потусторонних обитателей тьмы с малолетними сиротками из ближайшего приюта (!!!), разыскивая попутно части единого артефакта Абскани для открытия ворот в мир тьмы. Помешать ему может лишь Эдвард Карнби, оказавшийся одним из тех самых сироток, да парочка его помощников - пустоголовая блондинка-археолог с силиконовыми сиськами Элайн Седрак, да крутой мачо-мэн, командир "паранормального спецназа" Ричардс. Все вместе они - банда, поэтому детишкам тьмы придется нелегко в нашем солнечном мире, ведь им противостоит увядшая звезда начала девяностых Кристиан Слейтер, удивительная по своей дурости и отсутствию даже признаков таланта Тара Райд, и "молодой да ранний" Стивен Дорф, поднявшийся было на волне успеха "Блэйда", но очень быстро вновь погрузившийся в пучину низкобюджетных и просто маргинальных проектов. Учитывая тот факт, что всеми этими людьми руководит Уве Болл, актеры вынуждены говорить мегаидиотские реплики и делать на экране несусветные глупости, а создателям компьютерных монстров и прочих CGI-эффектов явно недоплатили, то любой зритель, досидевший в кинотеатре до конца сеанса, может смело покупать себе на шею шоколадную медаль, ведь "он этого достоин!" ;)

Данное кино состряпано по "формуле доктора Болла" - через пять минут после начала фильма (три из которых по экрану ползет идиотский заставочный текст ;)) мы имеем удовольствие наблюдать "автомобильную погоню" с толканием бамперами, после чего происходит рукопашно-перестрелочная "разборка на рынке" - прямо нон-стоп экшн! Но масштаб рыночной перестрелки не дотягивает до высоких стандартов "настоящего хоррора", поэтому вскоре появляется первый компьютерный монстр, и его поливают из автоматов почем зря уже человек пять - эффектно, и даже немножечко масштабно! ;) Но все равно не совсем то, поэтому еще минут через двадцать на отряд спецназа (тусующийся между каких-то ящиков, вероятно, в музейном подвале :)) нападают не только компьютерные монстры, которых в замедленном движении под хэви-метал музыку (для промоушена своих артистов лэйбл Nuclear Blast заплатил аж 30 тысяч долларов за права на саунтдтрек ;)) поливают из автоматов десятки спецназовцев, но и взвод бывших сироток, своим внешним видом очень смахивающих на зомби из "House Of The Dead", которые с энтузиазмом присоединяются к веселой вечеринке в качестве тушек для протыкания насквозь и эффектных кадров выплескивания крови из разверстых ран :) Этот эпизод я назвал для себя "моментом истины", ибо с моей точки зрения - это ключевая сцена нового фильма мегаталантливого доктора Уве, во всей красе демонстрирующая его, ни с чем несравнимый почерк и режиссерский стиль - настоящая сила искусства! Хотя до аналогичного момента истины с "матричным" расстрелом толп зомби в "House Of The Dead" этот эпизод все-таки не дотянул, что жаль :) Другой момент фильма, который явно врежется в память всем, кто его видел - это шикарная любовная сцена между Кристианом Слейтером и Тарой Райд, которые под песню Neneh Cherry & Youssou N'dour "Seven Seconds" в одежде (!) залезают друг на друга, не целуясь, закрываются одеялом (!!) и уходят в ... затемнение!!! :) Вот это сила, это я понимаю! Ведь голые сиськи любой дурак на экране показать может, а ты попробуй снять эротику, не снимая при этом одежды! - на это способен лишь гений Уве Болла. Он, кстати, еще на многое способен, к примеру, на потрясающий воображение киномана монтаж, когда нарезка эпизодов друг с другом согласуется либо очень слабо, либо вообще никак не согласуется :) Герои на экране могут находиться в одном помещении днем, а через секунду - совершенно в другом, и уже ночью. Переходных сцен и эпизодов при этом нет как класса, поэтому очень скоро зритель просто перестает понимать, что происходит на экране, и где находятся герои, а уж что за бред они друг другу говорят - это вообще за гранью понимания, хотя периодически по ходу фильма нам еще подкидывают "voiceover подсказки", разжевывающие историю...

Актеры, естественно, ведут себя соответствующе, с абсолютно деревянными лицами проговаривая идиотский текст и механически исполняя не поддающиеся никакому логическому обоснованию действия. При этом дублей, судя по всему, на этом фильме тоже не было - весь материал снимался с первого раза, чтобы не заморачиваться и сэкономить потом при монтаже... ;) Одним словом, это тихий ужас, который не идет ни в какое сравнение с "Домом Мертвых", который был истерически смешон и смотрелся поэтому на одном дыхании. "Один В Темноте" при смешном начале очень быстро начинает надоедать и нагонять на зрителя скуку, которую не способны разбавить ни толпы компьютерных монстров, ни идиотские реплики деревянных персонажей, ни даже замечательная секс-сцена, которая наверняка уже вошла в анналы истории, равно как и имя Уве Болла, "Эда Вуда двадцать первого века". В отличие от Вуда, который не обладал вообще никакими талантами, доктор Уве действительно талантлив в области предпринимательства и финансов, являясь при этом абсолютной бездарностью в области режиссуры. Но как и всякий величайший трэшделец, Уве совершенно искренне уверен в собственной гениальности, а потому его фильмы - это классический образец "настоящего трэша", чистого, как слеза ребенка, или как истерические слезы киноманов, которые во время просмотра его фильмов катаются по полу в припадке дикого хохота :)

"House Of The Dead", который и зажег новую трэшзвезду на жанровом небосводе, в первый уикэнд своего проката на полутора тысячах экранов дебютировал в чартах на шестом месте и закончил прокатный период с результатом в десять миллионов (плюс три миллиона по всему миру) долларов. Напомню, что столь "выдающиеся" показатели стали последним гвоздем в крышку гроба ARTISAN ;) Что ж, при вдвое большем бюджете (двадцать миллионов против десяти у "Дома") и еще большем количестве экранов (2124), в премьерный уикэнд "Один В Темноте" не попал даже в десятку, дебютировав на двенадцатом (!!!) месте и собрав в общей сложности аж пять миллионов долларов (что для подобного дерьма, если честно, очень приличный показатель ;)). Интрига теперь в том, побьет ли последний фильм, на который "подписалась" Lions Gate (то бишь "Bloodrayne", выходящий в прокат этой осенью) рекордно низкие показатели "Одного", или нет. Возможно, что не побьет, ибо старина Уве уже сейчас заманивает зрителей в кинотеатры, обещая "эпизод с полностью обнаженной Кристаной Локен" ... ;) Хотя, один из пользователей IMDB прокомментировал это следующим образом - "Хорошо, что Уве заранее сказал нам об этом, на его говно я все равно идти не собираюсь, но хоть скачаю этот эпизод из Kazaa и буду мастурбировать..." ;)

Давно не появлялся в кинобизнесе и на просторах Сети персонаж, который своим, с позволения сказать, "творчеством" умудрился вывести из себя огромное количество людей с обеих сторон баррикад, то бишь не только жанровых кинофанатов, но даже в большей степени поклонников видеоигр, которые на полном серьезе обсуждают вопрос физического устранения старины Уве, если он не прекратит скупать лицензии на их любимые игры и превращать их в отборнейшее целлулоидное дерьмо :) Некоторые, однако, не столь радикальны, и воздают дань великому таланту этого человека на персональном сайте www.uweboll.com, содержащим всего одну короткую надпись - "PLEASE stop making movies"... ;) Вот она - настоящая слава! Уже не осталось никаких сомнений, что имя доктора Болла отныне увековечится, и благодарные потомки будут вспоминать его, как великого трэшдеятеля начала двадцать первого века, в неравной борьбе за титул самого бесталанного режиссера в истории вырвавшего победу из рук самого Эда Вуда! Ну, а если после провала (интересно, кто-нибудь еще сомневается? ;)) "Bloodrayne" ему удастся сохранить театральную дистрибуцию для своих будущих фильмов на территории Штатов - то он войдет в историю еще и как мегаталантливый делец от кинобизнеса. Ведь должен же человек, в конце концов, хоть в чем то быть талантлив... ;)